«Хотят возвеличить физический прах»: почему не похоронили Ленина
Начало
Впервые вопрос о возможном месте захоронения тела Ленина был поднят осенью 1923 года. Сталин созвал заседание Политбюро, на котором объявил, что здоровье Ленина значительно ухудшилось. Намекая на письма «некоторых товарищей из провинции», Сталин предложил после смерти Ленина забальзамировать тело. Это предложение возмутило Троцкого: «Когда товарищ Сталин договорил до конца свою речь, тогда только мне стало понятным, куда клонят эти сначала непонятные рассуждения и указания, что Ленин — русский человек и его надо хоронить по-русски. По-русски, по канонам Русской православной церкви, угодники делались мощами». Каменев поддержал Троцкого и заметил, что «…эта затея — не что иное, как самое настоящее поповство, сам Ленин осудил бы ее и отверг». Бухарин был солидарен с мнением Каменева: «Хотят возвеличить физический прах... Говорят, например, о переносе из Англии к нам в Москву праха Маркса. Приходилось даже слышать, что сей прах, похороненный около Кремлевской стены, как бы прибавит святости, особого значения всему этому месту, всем погребенным в братском кладбище. Это черт знает что!»
После смерти Ленина, однако, никто из них не высказывал эти мысли публично. Первый временный деревянный Мавзолей был построен ко дню похорон Ленина (27 января 1924 года) буквально за несколько дней. Там и было помещено тело Ленина.
Единственная, кто выразил протест, его жена, Надежда Крупская. 29 января 1924 года в газета «Правда» были опубликованы ее слова: «Товарищи рабочие и крестьяне! Большая у меня просьба к вам: не давайте своей печали по Ильичу уходить во внешнее почитание его личности. Не устраивайте ему памятников, дворцов его имени, пышных торжеств в его память и т.д. Всему этому он придавал при жизни так мало значения, так тяготился всем этим». Впоследствии Крупская никогда не посещала Мавзолей, не выступала с его трибуны и не упоминала его в своих статьях и книгах.
После войны
5 марта 1953 года умер Сталин. Собравшийся в этот же день съезд ЦК КПСС принял постановление о создании «Пантеона — памятника вечной славы великих людей Советской страны», куда предлагалось поместить останки и Ленина, и Сталина. Однако в связи с начатой Хрущевым политикой десталинизации эта инициатива не была реализована. В дальнейшем тело Сталина вынесли из Мавзолея и похоронили у кремлевской стены, а тело Ленина осталось там.
Перестройка и наши дни
До перестройки тема выноса тела Ленина из Мавзолея публично не поднималась. 21 апреля 1989 года в телепрограмме «Взгляд» режиссер Марк Захаров заговорил о необходимости захоронения: «Для меня гениальность Ленина — в его политике <…> она необходима для политики перестройки. <…> Мы можем как угодно ненавидеть человека, мы можем как угодно его любить, но мы не вправе лишать человека перспективы захоронения, подражая древним язычникам. <…> Создание искусственных мощей — акт безнравственный». 22 марта 2011 года режиссер в интервью на телеканале «Дождь» повторил свои слова.
С распадом Советского Союза вновь возобновились разговоры о необходимости предать тело Ленина земле. Первым в новой России действия в этом направлении начал предпринимать мэр Санкт-Петербурга Анатолий Собчак в 1991 году. В своих мемуарах он вспоминал, как искал поддержки президента Ельцина и патриарха Алексия II: «Впоследствии я неоднократно убеждал Бориса Ельцина издать указ о захоронении тела Ленина. «Вам необходимо лишь выпустить такой указ — все остальные хлопоты я беру на себя. Причем сделаю похороны торжественными и открытыми, то есть достойными места Ленина в нашей истории», — уговаривал я президента России. Но в ответ всякий раз слышал одно и то же: я не могу сейчас пойти на это. Все мои усилия по погребению Ленина оказались заблокированными. Многие из политиков и государственных деятелей, с которыми я говорил на эту тему, отвечали, что нужно подождать, пока не вымрет все поколение заядлых коммунистов, тогда наконец и Ленин найдет свое успокоение» (из книги Анатолия Собчака «Дюжина ножей в спину. Поучительная история о российских политических нравах»).
10 октября 1993 года, через неделю после разгона Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации, мэр Москвы Юрий Лужков написал обращение к президенту «О восстановлении исторического облика Красной площади г. Москвы». В обращении он заявлял следующее: «Происшедшие в Москве 2–4 октября события вынуждают нас обратиться к Вам [Ельцину] с просьбой решить вопрос о перезахоронении тела В. И. Ленина и свыше 400 человек, покоящихся у Кремлевской стены». Обращение осталось без ответа.
22 апреля 1994 года лидер партии «Демократический союз» Валерия Новодворская и еще шестеро активистов провели пикет на Красной площади под лозунгом «Похороним тело Ленина». Пикет был разогнан, а участники задержаны.
В июле 1999 года Ельцин дал интервью газете «Известия», в котором подвел итоги своего президентства и высказал некоторые мысли о будущем. В числе прочего обсуждалась тема захоронения Ленина: «Будет [захоронен]. Но вот когда — вопрос. Проблема серьезная. Ленин в Мавзолее — исторический символ нашего прошлого. С другой стороны, я согласен с патриархом всея Руси Алексием II — не по-людски это, не по-христиански выставлять тело давно умершего человека напоказ. Думаю, нам надо будет создать специальную общественно-государственную комиссию, чтобы детально проработать все вопросы».
В декабре 2000 года партия «Союз правых сил» предложила создать на базе Мавзолея мемориальный комплекс в память жертв политических потрясений ХХ века и «захоронить гражданина В. И. Ульянова». Партия ЛДПР поддержала эту идею, однако совет Государственной думы отказался принимать эту инициативу к рассмотрению как несвоевременную.
4 октября 2005 года режиссер и президент Российского фонда культуры Никита Михалков после прошедшей в Москве церемонии захоронения генерала Деникина заявил, что «…следующим шагом должно стать предание земле Владимира Ильича Ленина».
20 января 2011 года в преддверии годовщины смерти Ленина депутат Государственной думы Владимир Мединский предложил рассмотреть вопрос о предании тела земле. Он считает празднование «нелепой, язычески-некрофильской миссией»: «Никакого тела Ленина там нет, специалисты знают, что сохранилось порядка 10% от тела, все остальное оттуда уже давно выпотрошено и заменено <…> Любая партия боится принимать непопулярные решения перед выборами. Но это не тот случай. Тут идет речь не о политическом популизме». В этом мнении депутата поддержал руководитель ЦИК партии «Единая Россия» Андрей Воробьев: «Обсуждение идет очень давно. Кроме того, нельзя забывать о православной традиции!». Инициатива также нашла отклик у ЛДПР. Руководитель фракции Игорь Лебедев заявил: «Конечно, мы эту инициативу поддержим, но не с политической, а человеческой точки зрения».
В 2008 году на пресс-конференции «Интерфакса» бывший президент СССР Михаил Горбачев высказал свое мнение по поводу захоронения Ленина: «Мы придем к тому, чтобы у Кремлевской стены не было кладбища и тела Ленина. Он должен быть предан земле… Я думаю, что это произойдет. Жизнь покажет».
В 2016 году на вопрос о возможности захоронения тела Ленина на форуме ОНФ отвечал Владимир Путин. По его словам, к этому вопросу нужно подходить аккуратно. «Что касается перезахоронений и других вопросов подобного рода, вы знаете, мне кажется, нужно к этому подходить очень аккуратно, чтобы не предпринимать никаких шагов, которые разделяли бы наше общество. Нужно, наоборот, его сплачивать. Вот это самое главное», — сказал Путин.