Не вписался в поворот: почему столкнулись поезда в Подмосковье
Авария произошла около 12:30 в Наро-Фоминском районе. На перегоне Нара - Бекасово-1 в 80 км от Москвы следовавший из Румынии грузовой состав столкнулся с пассажирским поездом №341 (Москва - Кишинев).
По словам машиниста пассажирского поезда, перед этим у грузового состава "выскочила тележка грузового вагона", однако из-за ограниченной видимости машинист заметил это в последний момент. "Из-за плохой видимости, потому что была правая кривая, мы увидели приближающийся грузовой поезд. Из-под вагона шла пыль. Выскочила тележка грузового вагона. Мы это дело увидели, применили экстренное торможение, дальше мы ничего не видели, потому что было очень много пыли, видимость была ноль", - рассказал машинист (цитируется по "Вести 24"). По словам пассажиров поезда "Москва – Кишинев", с которыми удалось поговорить корреспонденту РБК, в момент столкновения они услышали глухой звук, после чего состав резко остановился.
Украинский поезд, российский машинист
Как сообщили РБК в пресс-службе РЖД, при аварии 16 из 44 вагонов грузового поезда сошли с рельсов. Один из перевозимых грузовых контейнеров буквально пропорол вагон двигавшегося навстречу поезда "Москва – Кишинев". Основной удар пришелся на седьмой и восьмой вагоны пассажирского состава. Контейнер снес бок одного из этих вагонов, а также перегородки внутри. При столкновении погибли пять человек, еще один скончался в больнице. От 25 до 50 пассажиров, по разным данным, обратились за медицинской помощью. Большинство пострадавших ехали в седьмом, восьмом и девятом вагонах. Пятеро погибших и большинство пострадавших - граждане Молдавии. Личность шестого погибшего на момент публикации материала еще устанавливалась.
Попавший в аварию грузовой состав принадлежит одному из подразделений "Укрзализныця", которое организует контейнерные перевозки, сообщили РБК в пресс-центре украинского железнодорожного перевозчика. Это подразделение занимается перевозкой транзитных и экспортно-импортных грузов в контейнерах, а также экспедированием грузов. По словам официального представителя "Укрзализныци", состав следовал из Румынии в Москву и вез запчасти для автомобилей Renault. Утром в понедельник, 19 мая, состав был передан в управление РЖД, в момент аварии его вел российский локомотив, сообщили РБК в пресс-службе.
Три версии
Практически сразу после столкновения источник в РЖД заявил, что, по предварительным данным, авария произошла из-за излома боковой рамы тележки вагона грузового поезда. Позднее эту версию официально озвучил и губернатор Московской области Андрей Воробьев.
Около 15:00 пресс-служба департамента транспорта Москвы назвала еще одну версию. Из распространенного ведомством пресс-релиза следовало, что причиной схода с путей грузового поезда стал лопнувший рельс. Однако через полтора часа это сообщение было отозвано.
Ближе к вечеру Следственный комитет сообщил о том, что на месте аварии непосредственно перед ЧП велись ремонтные работы. А чуть позже источник "Интерфакса" в железнодорожной отрасли заявил, что причиной схода грузового вагона стал "выброс пути" (процесс искривления рельсов из-за нагрева или охлаждения, при котором происходит их деформация). Впрочем, источник РБК в железнодорожной отрасли не верит в правдоподобность этой версии. По его словам, при "выбросе рельса" состав сходит с рельсов полностью.
Следственный комитет рассматривает три версии произошедшего: неисправность грузового поезда, ошибка его машиниста и ненадлежащее состояние железнодорожных путей. Там отметили, что у обоих поездов изъяты скоростемерные ленты, которые фиксируют такие параметры, как скорость, время и расстояние. По факту случившегося возбуждено дело по ч.3 ст.263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц).
Проблемные тележки
Комментируя первые версии произошедшего, генеральный директор агентства "Infoline-Аналитика" Михаил Бурмистров обратил внимание на то, что версия с тележкой была озвучена одной из первых. По словам эксперта, после развала СССР эта причина стала особенно часто называться в качестве причины железнодорожных катастроф. "Во времена СССР гораздо чаще в качестве причин назывались проблемы, связанные с инфраструктурой и тяговым составом, а не непосредственно с вагонами", - отметил Бурмистров.
В частности, излом боковой рамы тележки был назван в качестве причины аварии в Нововятском районе Кирова, где в феврале вблизи станции Поздино Горьковской железной дороги сошли с рельсов 32 цистерны с газовым конденсатом, 10 из них загорелись. По той же причине в феврале на Забайкальской железной дороге произошел сход пяти вагонов грузового поезда. В марте в Подмосковье сошли с рельсов 18 вагонов грузового поезда с последующим возгоранием цистерны. Как сообщали в пресс-службе РЖД, причиной аварии мог стать излом боковой рамы тележки.
По словам Бурмистрова, качество литья тележек действительно резко ухудшилось в последние годы. По подсчетам эксперта, число аварий на железнодорожном транспорте из-за излома рамы тележки выросло до 30 в год, и это уже критический уровень. При этом лидируют по аварийности боковые рамы украинского производства, отметил Бурмистров. По его подсчетам, в России сейчас используется около 20% вагонов с потенциально проблемным литьем украинских производителей.
В Госдуме уже предложили ограничить использование старых железнодорожных вагонов. С такой инициативой выступил первый зампред комитета Госдумы по промышленности, первый вице-президент "СоюзМаша России" Владимир Гутенев.
В РЖД во вторник отказались комментировать версии произошедшей аварии.
Дарья Ларионова, Ася Сотникова, Мария Гордеева