Эксперты сравнили зарплаты курьеров со средними по региону
Во всех исследованных городах, кроме Москвы, доход курьеров превышает средний доход в регионе, причем в некоторых из них — в два раза, следует из опроса Центра стратегических разработок и ОНФ (есть у РБК).
Чистый заработок курьеров рассчитывался в исследовании для стандартной занятости 165 часов в месяц. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата по регионам за 2020 год после вычета налогов была рассчитана по данным Росстата. В то же время эксперты ЦСР отмечают, что график работы курьеров неоднороден: четверть курьеров предпочитают работать неполный рабочий день — до 20 часов в неделю, при этом столько же курьеров перерабатывают, работая 45 часов в неделю и более. По российскому трудовому праву нормальная продолжительность рабочей недели не должна превышать 40 часов.
В Москве средний заработок курьера составил 55,6 тыс. руб. в месяц при средней зарплате в 87,1 тыс. руб. Зато в остальных регионах работать курьером оказалось гораздо выгоднее, чем на заводе или в офисе.
В Саратове зарплата курьера составила 79,8 тыс. руб., а средняя по региону — 29,2 тыс. руб. В Казани курьеры получают в среднем 85,4 тыс. руб., а горожане в среднем — 34,6 тыс. руб. В Ростове-на-Дону соотношение в пользу курьеров составило 70,8 тыс. против 31 тыс. руб.
Заработки курьеров и в среднем по региону в некоторых городах России, тыс. руб.:
- Краснодар: 74,2 — 33,5;
- Барнаул: 53,2 — 26,2;
- Ярославль: 61,6 — 32,9;
- Владивосток: 79,2 — 43,6;
- Хабаровск: 81,7 — 46,2;
- Тюмень: 72,1 — 44,8;
- Новосибирск: 52,9 — 36,1;
- Калининград: 45,3 — 39,1;
- Екатеринбург: 50,0 — 37,6;
- Санкт-Петербург: 70,5 — 59,7.
Средний по стране доход курьера в час составляет 399 руб. Около 18% курьеров получают выплаты ежедневно, 49% — один или несколько раз в неделю. Встречаются и выплаты по схеме один раз в десять дней. Основная часть курьеров сотрудничает с сервисами доставки готовой еды и продуктов (75%), примерно каждый десятый сотрудничает со службой доставки интернет-магазинов (13%) и логистическими компаниями (10%), около 4% опрошенных респондентов осуществляют доставку в курьерских службах-агрегаторах.
Среди основных игроков названы «Яндекс.Еда», Delivery Club, «СберМаркет» и СДЭК.
Для 65% респондентов курьерская деятельность является единственным источником заработка, около 20% работают где-то еще, но деньги от курьерской деятельности составляет существенную долю их дохода — более 50%. Для 14% курьеров их доход на этой работе составляет менее 50% совокупного заработка.
Наиболее популярным видом транспорта оказался у курьеров автомобиль, велосипед используют 28% из них, еще 25% передвигаются на общественном транспорте, а каждый седьмой курьер не использует ни один из видов транспорта.
«Компании в России уже предлагают широкий спектр социальных благ таким работникам: бесплатное страхование от несчастных случаев, повышенные выплаты за труд в праздники, бесплатная юридическая помощь, скидки на еду и др. Однако выявлена как минимум одна незакрытая потребность – самым важным благом для курьеров является наличие оплачиваемого отпуска, что не предоставляется самозанятым», – сказала РБК вице-президент, директор центра социально-экономических исследований ЦСР Лора Накорякова.
Исследование построено по многоступенчатой квотированной выборке, в нем участвовали более 2000 человек из 14 городов в семи федеральных округах России.