Бомба для журналиста: что известно об убийстве Павла Шеремета
Убийство в центре Киева
Журналист Павел Шеремет утром в среду, 20 июля, направлялся на работу на эфир радио «Вести», где он пять раз в неделю с 08:00 мск вел трехчасовое утреннее шоу. Около 07:45 мск автомобиль Subaru XV, которым управлял Шеремет, взорвался в самом центре Киева — у перекрестка улиц Богдана Хмельницкого и Ивана Франко.
Взорвавшийся автомобиль принадлежал гражданской жене Шеремета, редактору-основателю интернет-издания «Украинская правда» Алене Притуле. Ее в машине не было.
Момент взрыва сняли камеры наблюдения, видео опубликовало украинское издание «Обозреватель.ua». На кадрах видно, как Subaru выезжает на перекресток, через мгновение происходит взрыв. К машине, из которой валит дым, подбегают несколько прохожих. Шеремету при взрыве оторвало ногу, но сразу после взрыва он был еще жив, пишет «Обозреватель.ua» со ссылкой на видео, снятое очевидцами. Запись ранее выложило интернет-издание «Страна.ua».
Главный редактор «Украинской правды» Севгиль Мусаева-Боровик в эфире телеканала «112» в среду сказала, что Шеремет каждое утро в это время на этом автомобиле ездил на работу на радиостанцию.
По предварительным данным, в автомобиле сработало самодельное взрывное устройство мощностью от 400 до 600 г в тротиловом эквиваленте, которое, возможно, управлялось дистанционно, сообщил советник министра внутренних дел Украины Зорян Шкиряк.
Кто такой Павел Шеремет
Павлу Шеремету было 44 года. Он родился в Минске 28 ноября 1971 года. Окончил факультет международных экономических отношений Белорусского экономического университета и изначально работал в банковской сфере. В 1992 году он пришел на белорусское телевидение в качестве консультанта экономических программ, а позднее стал ведущим еженедельной аналитической программы «Проспект». В 1996 году Шеремет стал главным редактором «Белорусской деловой газеты» и заведующим белорусским бюро Общественного российского телевидения (сейчас — «Первый канал»). В 2005 году он основал оппозиционное интернет-издание «Белорусский партизан».
Шеремет работал на «Первом канале» до 2008 года. Был спецкором и ведущим программ «Новости» и «Время». В 2008 году журналист ушел с телевидения, стал редактором отдела политики и общества в журнале «Огонек». В 2013 году Шеремет стал ведущим ежедневной общественно-политической программы «ПРАВ? ДА!» на Общественном телевидении России (ОТР). В последние годы он жил в Киеве на Украине. С 2012 года сотрудничал с «Украинской правдой», с сентября 2015 года вел авторскую программу на радио «Вести».
Реакция политиков
Президент Украины Петр Порошено назвал «шоком» гибель журналиста Павла Шеремета и призвал расследовать преступление. «Ужасная трагедия в Киеве. Шок — других слов нет. Знал Павла лично. Сочувствую всем родным и близким», — написал Порошенко на своей странице в Facebook. Президент подчеркнул, что поручил правоохранительным органам «немедленно расследовать это преступление». «Виновные должны быть наказаны», — заключил Порошенко.
Павел Шеремет — гражданин Российской Федерации, его убийство — «повод для очень серьезного беспокойства в Кремле», заявил журналистам пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. «Надеемся на беспристрастное и быстрое расследование», — заявил он.
Версии гибели
Предварительно украинские правоохранители квалифицировали произошедшее как умышленное убийство. По словам Шкиряка, МВД рассматривает три версии убийства Шеремета — профессиональная деятельность, личная неприязнь и «российский след». «Исключать версию участия в этом преступлении российских спецслужб мы не можем», — заявил советник главы МВД Украины. О том, что в гибели Шеремета не исключен «российский след», ранее в Facebook написал и другой советник главы МВД Антон Геращенко.
Позднее пресс-секретарь прокуратуры Киева Надежда Максимец озвучила еще одну версию убийства. Согласно ей Шеремет мог стать жертвой покушения на руководителя «Украинской правды» Алену Притулу. О том, что следствие рассматривает эту версию, подтвердила глава Национальной полиции Украины Хатия Деканоидзе.
Севгиль Мусаева-Боровик в эфире радио «Вести» связала убийство Шеремета с его профессиональной деятельностью. Она отметила, что в последнее время «были нападки» на «Украинскую правду», а в 2015 году Павел Шеремет и Алена Притула жаловались на слежку. В то же время «Новая газета» со ссылкой на близких друзей погибшего журналиста пишет, что Шеремет и Притула жаловались на слежку за ними в последнее время.
Коллега Шеремета сказал РБК в среду, что не знает об угрозах в адрес Шеремета или в адрес Алены Притулы, однако не исключает, что журналисты могли скрывать информацию о поступавших угрозах от коллег. Еще один из коллег Шеремета, корреспондент радио «Вести» Тимур Филоненко, сказал в эфире телеканала «112 Украина», что в редакцию радиостанции писем с угрозами не поступало. «Мы не знаем, Павел ничего не говорил (об угрозах. — РБК), в редакцию никаких писем с угрозами не поступало», — сказал Филоненко.
Режиссер Леонид Канфер, который, по его словам, был знаком с Шереметом 20 лет, рассказал РБК, что видел журналиста 3 июня на неформальной встрече в ресторане. По его словам, Шеремет был весел, балагурил и не упоминал о проблемах. «Я знаю, что он бы не пришел, если бы были какие-то проблемы», — уверен он. Искать в публичной плоскости деятельности Шеремета причину убийства бесполезно, ничего в его программах такого не было, считает Канфер.
В то же время знакомый с Шереметом с 1994 года Александр Федута, собственный корреспондент белорусской газеты «Народная воля», в интервью РБК заявил, что Шеремет никогда не рассказывал о расследованиях, которые вел. «Последний раз мы виделись около месяца назад, — говорит Федута. — Он не говорил о каких-либо угрозах в свой адрес и о том, что он ведет какие-либо расследования, он вообще никогда не говорил. Когда он вел расследования, он говорил со своими информаторами и не выплескивал информацию вовне».
Федута говорит, что у Шеремета был «постоянный конфликт с белорусскими властями», но, по мнению журналиста «Народной воли», отсутствовали «повод и причина, чтобы его физически устранять». «Было понятно, что сайт «Белорусский партизан» будет функционировать и без него, хотя он был фандрайзером этого проекта. Причин устранять его как рупор антилукашенковской пропаганды не было», — уверен Федута.
Журналист Евгений Киселев, работающий на Украине, рассказал РБК, что последний раз видел Павла Шеремета 1 июля на приеме в посольстве США в Киеве, а знакомы они были «без малого двадцать лет». «Трудно судить о том, занимался ли он какими-то серьезными расследованиями, которые могли угрожать чьим-то интересам, поступали ли угрозы. На приеме он был в прекрасном расположении духа», — вспоминает Киселев.
Над чем работал Шеремет
В последнее время Павел Шеремет сотрудничал с несколькими украинскими и российскими изданиями. На Украине его материалы выходили в «Украинской правде», издании, поддержавшем Евромайдан, и на радио «Вести», работающем с 2014 года и регулярно обвиняющемся украинской общественностью в том, что занимает пророссийскую позицию.
Последний материал Шеремета в «Украинской правде» был опубликован 17 июля, он посвящался выходцам из добровольческого батальона «Азов», которые препятствовали судам над председателем наблюдательного совета Одесского припортового завода, первого замглавы правления НАК «Нафтогаз» Сергеем Переломой и первым зампредседателя Одесского припортового завода Николаем Щуриковым. Они «ускользают от суда», потому что «депутаты-комбаты и еще какие-то люди в камуфляже и в пятницу, и в субботу блокировали работу суда и создавали атмосферу безумия вокруг этих двух дел», объяснял Шеремет. Такие действия вызывают «большую ненависть населения к людям в камуфляже и стимулируют злобу к любым добровольцам у президента [Петра] Порошенко и руководителей силовых структур», отмечал он.
В опубликованных до этого материалах в «Украинской правде» Шеремет, в частности, писал о ходе реформ и коррупции на Украине, а также о визите в родную Белоруссию, куда он ездил навестить мать и могилу отца. Белоруссию водителям Шеремет советовал объезжать стороной из-за поборов на дорогах.
7 июня он опубликовал «Письмо Луценко о прокурорах и бриллиантах», в котором напомнил об ограблении прокурорами ювелирного магазина Graff в центре Киева в 2014 году. Расследование этого дела он считал показательным для дискуссии о борьбе с коррупцией. «Группа прокуроров Печерского района при поддержке бойцов спецотряда «Сокол» и нескольких сотрудников МВД под видом проведения уголовного расследования ограбила ювелирный магазин», — писал Шеремет. Он напоминал, что сохранились «десять часов видеозаписей с разных камер в разных комнатах, как прокуроры, бойцы и милиционеры рассовывают по карманам, сумкам, носкам и трусам (!!! ) бриллианты», однако «прокуроры, командовавшие ограблением, гуляют на свободе».