Конституционный суд обязал документировать досмотр адвокатов в СИЗО
Досмотр адвокатов в учреждениях уголовно-исправительной системы (УИС) вне установленных КПП, его основания и результаты должны быть письменно задокументированы с составлением протокола, решил Конституционный суд.
Об этом говорится в сообщении суда, выпущенном по результатам рассмотрения жалобы адвоката Рамиля Идиятдинова.
Защитник обратился в КС, поскольку посчитал незаконным свой досмотр в СИЗО-3 в Татарстане уже после прохождения КПП. Он прошел проверку металлодетектором и сдал запрещенный предмет — сотовый телефон.
«Однако уже в локальной зоне его остановил инспектор, который заметил в кармане адвоката предмет, по форме напоминающий телефон, в связи с чем защитник вновь был подвергнут досмотру. На требование составить протокол досмотра и представить его правовые и фактические основания адвокат получил отказ», — говорится в сообщении КС.
Идиятдинов обратился в прокуратуру и суд, посчитав действия сотрудников СИЗО унижающими его честь и достоинство, поскольку те провели повторный досмотр без составления протокола, фиксации результатов досмотра и вручения досматриваемому копии протокола. Суды отклонили обращения адвоката, сославшись на приказ Минюста, по которому составление официального протокола не требуется, если запрещенные к переносу в режимную зону предметы не обнаружены.
Судьи КС решили, что «закон об адвокатской деятельности дает право адвокату беспрепятственно встречаться со своим доверителем наедине и без ограничения числа свиданий и их продолжительности», однако «закон не устанавливает неприкосновенность адвоката».
«Вместе с тем досмотр вещей и одежды адвоката за пределами обычных проверочных мероприятий на КПП, то есть при подозрении его в попытке проноса запрещенных предметов, носит безальтернативный характер. Адвокат не может отказаться от прохождения такого досмотра. Поэтому в целях защиты его прав в данном случае должна быть предусмотрена возможность письменной фиксации оснований, хода и результата досмотра», — говорится в решении КС.
Материалы досмотра и видеофиксация должны храниться как минимум в течение срока, который закон дает на обжалование законности досмотра, и предоставляться адвокату по его требованию.
В то же время суд решил, что дело Идиятдинова не подлежит пересмотру, поскольку досмотр не повлек для него «негативных правовых последствий».
В июне Конституционный суд признал право на материнский капитал за отцами, которые воспитывают детей, рожденных суррогатными матерями. До этого оно признавалось только за супружескими парами, обратившимися к услугам суррогатной матери.
Поводом к рассмотрению дела послужил запрос Конаковского городского суда Тверской области по иску одного из жителей региона. В октябре 2019 года решением суда мужчина был признан отцом двух девочек, которых родила от него суррогатная мать. Дети получили свидетельства о рождении, где в графе «отец» был указан мужчина, воспользовавшийся услугами суррогатной матери, а в графе «мать» поставлен прочерк.
После регистрации новорожденных мужчина вступил в брак, и его супруга удочерила девочек. Затем она обратилась в Пенсионный фонд за получением материнского капитала, но получила отказ. После этого было несколько судебных процессов. Точку в деле поставил Конституционный суд, признав право мужчины на маткапитал, но отказав в этом праве его жене.