Убытки бытовой химии от ЕГАИС составили 0,5 млрд долларов
"Убытки производителей парфюмерии, косметики и бытовой химии от введения ЕГАИС и лицензирования товаров мы оцениваем в 0,5 млрд долларов", – заявил в эфире РБК-ТВ в программе "В фокусе" исполнительный директор "Аппик БХ" Сергей Большаков.
Отметим, что в результате усилий ассоциации с июля 2007г. из-под ЕГАИС удалось-таки вывести парфюмерию и косметику. "Но, к сожалению, не удалось проделать то же самое с бытовой химией, что опять было практически непоправимым ударом. Если компании не требуется ЕГАИС для парфюмерии и косметики, она не будет устанавливать ее для 3-4 наименований бытовой химии, и эти линии закрываются", - отмечает эксперт.
При этом, если малые предприятия, отказавшись от ЕГАИС, как прогнозируют аналитики, уходят в серые схемы дистрибуции, крупные вообще отказываются от спирта, лишь бы не связываться с системой. По такому пути, например, пошли ОАО "Свобода", "Весна", "Невская косметика" и др. Но в результате замены спирта другими веществами, не всегда выигрывают потребительские качества товаров. Так, в стеклоочистителях теперь вместо этилового спирта применяется изопропиловый.
Множество мелких игроков реально уходят с рынка, соглашается директор по маркетингу компании Upeco Владислав Хитров, говоря, в частности, о сегменте репеллентов и обувной косметики. Мысль о том, что твердое вещество, аэрозоль или, скажем, крем будут использоваться для извлечения спирта, конечно же, абсурдна, говорят относительно базового посыла законодателей эксперты. "Но если, с одной стороны, включение в закон бытовой химии – популистский шаг, с другой – есть в этом процессе и экономика, чтобы лоббистские структуры работали и работали депутаты, нужно создавать запретительные меры", – отмечает гендиректор RCC Group Екатерина Краева.
Но за исключением негативного воздействия ЕГАИС, отрасль развивается позитивно, по мере роста потребления. Еще 5-6 лет, и мы станем такими же "чистыми", как европейцы: если в странах ЕС потребление синтетических моющих средств на душу населения составляет 10-12 кг, то в России пока только 5, что объясняется излишней экономией. "Практически 80% граждан не читают, что написано на этикетках, и недосыпают порошок, или ставят не ту температуру при стирке, – говорит С.Большаков. – Нормой считается стирка белья раз в 2 недели, это не совсем то, что происходит в других странах".
Впрочем, по словам Е.Краевой, волей-неволей в потреблении товаров бытовой химии придется идти по проторенным в ЕС и США дорожкам. Так, по причине дефицита и удорожания энергоносителей, придется вооружиться опытом жителей Европы - "там все помешались на снижении температуры стирки". А в США, также в целях экономии, используются более дешевые жидкие порошки, от которых к тому же меньше пыли и проблем для аллергиков.
Остается добавить, что в целом объем импорта химической продукции в 2006г. составил 10 млрд долларов: ввозится более 50% потребляемых пластмасс, химволокон, лакокрасочных материалов и резинотехнических изделий, более 70% химикофармацевтических товаров. На фоне колоссальных объемов импорта более 60% российского выпуска синтетических моющих средств контролируется транснациональными корпорациями. В денежном выражении, по экспертным оценкам, американская компания Procter & Gamble, немецкая Henkel и др. контролируют около 80% рынка моющих средств.
У российских производителей бытовой химии коэффициент обновления основных фондов в 4 раза меньше необходимого. Достигнутый уровень капиталовложений не соответствует реальным потребностям химического комплекса. Но предприниматели не спешат, ссылаясь на нехватку инвестиционных ресурсов. Хотя по оценке Минпромэнерго, чистая прибыль в химическом комплексе в 2006г. превысила 90 млрд рублей - из них только 27% хозяева готовы направить на инвестиции в основной капитал.
Особенно удручает тот факт, что сырьевые отрасли до сих пор не воспринимают химическое производство как свою неотъемлемую часть: доля готовой химической продукции в общих объемах продаж российских нефтяных и газовых компаний составляет всего лишь 3%, тогда как у зарубежных партнеров она приближается к 30%!