ВБ: Комментировать арест С.Сторчака сейчас некорректно
Замминистра финансов С.Сторчак был задержан в четверг на прошлой неделе. 16 ноября Басманный суд Москвы выдал санкцию на его арест. Вместе с ним были арестованы президент АКБ "Межрегиональный инвестиционный банк" Вадим Волков и глава фирмы "Содэксим" Виктор Захаров. Уголовное дело было возбуждено Главным следственным управлением СКП России по ст.30 и ст.159 УК России (покушение на хищение денежных средств или имущества мошенническим путем).
Опрошенные газетой "РБК-daily" эксперты называют арест Сторчака "демонстративным ударом по главе Минфина Алексею Кудрину". Формальный повод - политическое усиление Кудрина, а реальной целью может быть контроль над Стабфондом.
Кстати, "случай" с С.Сторчаком не единственный в истории Минфина. В использовании служебного положения в личных целях некогда обвинялся первый заместитель министра финансов Андрей Вавилов. Дело тогда рассыпалось, и сейчас Андрей Вавилов – член Совета Федерации. Экс-министр финансов и экс-аудитор СП Владимир Пансков в начале 90-х гг. провел пять месяцев в Лефортовском следственном изоляторе по обвинению в получении взятки. В 1998 году был арестован первый замминистра финансов Владимир Петров, обвиненный в получении крупной взятки за "незаконные действия в пользу одного из коммерческих банков". В следующем году его дело было закрыто, В.Петров вернулся в министерство. А совсем недавно предшественник С.Сторчака Сергей Колотухин тоже обвинялся в инсайде и вынужден был покинуть Минфин.
Как заявил РБК один из экспертов, он также видит в первую очередь в этом деле "политический след". По его словам, проблемы оплаты советских и российских долгов иностранным государствам ("Парижский клуб") Минфином и Сторчаком были решены. Коммерческие долги ("Лондонский клуб") тоже не вызывают тревоги: они реструктурированы и разнесены на много лет, так что их выплата не станет неразрешимой проблемой.
Естественно, что делалось это не одним замминистра, а большим коллективом, так как при многочисленном согласовании долговых операций с другими министерствами и ведомствами обсуждаются самые разные точки зрения. К тому же – и об этом не могут не знать следователи – окончательные решения по выплате долгов, и уж тем более по возврату иностранных долгов, принимаются не Минфином. Это решает правительство, и утверждают депутаты, вносящие определенные суммы в бюджет, и президент.
Эксперт обращает внимание на то, что арест С.Сторчака оказался "приурочен" к важной командировке Кудрина в ЮАР на встречу "финансовой двадцатки". И это невольно наводит на мысль, что главной целью для дискредитации является не С.Сторчак, а "линия Кудрина", и до этого критикуемая рядом лобби в правительстве и Думе.
А. Кудрин, как отмечают политологи, накануне выборов не примыкает явно ни к одной из сложившихся в верхах группировок, олицетворяя эффективный либеральный курс в экономике и возможность дальнейшего ее развития по рыночному пути. Этот курс, кстати, поддерживается президентом России. В связи с этим эксперт РБК отметил, что нельзя исключить, что через несколько дней, недель, а возможно, и месяцев Сергей Сторчак будет выпущен "за отсутствием улик".