Transparency оценила стоимость авиаперелетов министров
Сотрудники расследовательской организации Transparency International Russia проанализировали транспортные расходы на командировки сотрудников 22 федеральных министерств в 2018 году и выяснили, что больше всего на них тратят в МИДе — 1,4 млрд руб. В топ-5 вошли также Минпромторг (83 млн руб.), Минфин (63 млн руб.), Министерство по развитию Дальнего Востока и Арктики (57 млн руб.), Минприроды (51 млн руб.) и Минспорта (22 млн руб.). Меньше всего на командировки чиновников тратят в Минкультуры (12 млн руб.), Минкавказа (9 млн руб.; ведомство упразднено в январе 2020 года) и Минпросвещения (1 млн руб.).
Как следует из президентского указа «О порядке и условиях командирования федеральных государственных гражданских служащих», первым классом имеют право летать только главы ведомств, бизнес-классом — их заместители, помощники и главы департаментов, все остальные сотрудники министерств, в том числе заместители глав департаментов, обязаны летать экономклассом.
В материалах Transparency указано, что бизнес-классом кроме самих министров летают в том числе их заместители, директора и заместители руководителей всех департаментов ведомств, а также помощники и советники министров. Эксперты отметили, что в 2018 году Минфин потратил на перелеты этим классом 41,2 млн руб., на втором месте с 33,6 млн руб. — Минпромторг. Меньше всего на бизнес-класс потратили в Минкультуры (9,7 млн руб.) и Министерстве по делам Северного Кавказа, упраздненном в январе 2020 года (только 6 млн руб.).
Стоимость перелета бизнес-классом рейсами, которыми летали чиновники федеральных ведомств, превышала стоимость экономкласса в три-восемь раз, узнали расследователи. В частности, сотрудники Минфина в чине ниже начальника департамента в 2018 году «потратили на перелеты бизнес-классом лишние 4,9 млн руб., а в Минпромторге — 3,68 млн руб.». В Минкультуры нормы нарушили только на 335 тыс. руб., в Минкавказа превышений нет, пишут в ТI.
Расходы по командированию сотрудников осуществляются в пределах утвержденных нормативов, заявили РБК в Минфине. «При этом в соответствии с законодательством могут быть приняты отдельные решения по приобретению билетов сотрудникам независимо от уровня занимаемой должности», — пояснили в министерстве.
Transparency обращает внимание на то, что главы министерств часто используют для командировок частные бизнес-джеты. Так, вице-премьер Татьяна Голикова и министр науки и высшего образования Михаил Котюков в октябре, по данным TI, посещали Воронеж на Bombardier, глава Минкавказа Сергей Чеботарев в 2018 году посещал Дагестан на Bombardier CL604 Challenger.
Глава Минпромторга Денис Мантуров летал в командировки, согласно данным расследовательской группы, двумя частными бортами российского производства: в июле 2017 года он посетил Екатеринбург на SSJ-100 (бортовой номер RA-89053), а в июне 2018 года прилетел в Улан-Удэ дальнемагистральным Tу-204 (RA-64014). 34 перелета на SSJ-100 совпали с датами и направлениями официальных командировок Мантурова, у 23 полетов министра на Ту-204 нет таких совпадений, уточнили в TI. Самолеты SSJ-100, на которых летает Мантуров, принадлежат структурам ПАО «ОАК» и эксплуатируются АО «РусДжет» (в последней комментарии не предоставили).
В пресс-службе Минпромторга РБК отказались комментировать расследование, уточнив, что Центр антикоррупционных исследований и инициатив «Трансперенси Интернешнл» в апреле 2015 года был включен российским Минюстом в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.