На сцене Большого театра представят оперу о клонах
Поставил оперу и вовсе мировая знаменитость - любимец московской публики литовец Эймунтас Някрошюс. Прославившийся прежде всего драматическими спектаклями Някрошюс дебютировал на оперной сцене около двух лет назад вердиевским “Макбетом”, поставив спектакль сначала во Флоренции, а затем в Москве - в Большом театре.
Однако соавтором именитых Някрошюса и Десятникова выступил скандально известный писатель Владимир Сорокин, написавший либретто к опере. Некогда роман Сорокина “Голубое сало” эксперты прокуратуры Москвы признали порнографическим. Против В. Сорокина тогда даже было возбуждено уголовное дело за “распространение порнографических материалов”, впоследствии закрытое за отсутствием состава преступления. Выбор такого либреттиста некоторых граждан смутил. В частности, единоросс Сергей Неверов инициировал проверку комитетом по культуре Госдумы информации о постановке в Большом театре оперы на либретто В. Сорокина, проявив при этом небывалую оперативность. Дело в том, что контракт с В. Сорокиным был заключен почти три года назад, и из этого события никто не делал секрета. Публика ждала оперу, а в конце прошлого театрального сезона руководство театра официально объявило, что премьера пройдет 23 марта 2005 года. Депутат же Неверов представил проект поручения на рассмотрение Госдумы лишь 2 марта 2005 года, посмотрев незадолго до этого, как он рассказал на заседании нижней палаты, сюжет о “Детях Розенталя” по телевидению. Другие противники сочинений В. Сорокина - общественная молодежная организация “Идущие вместе” - оказались более осведомленными. Они давно уже протестуют против постановки в Большом театре оперы на либретто В. Сорокина, хотя постоянно заявляют, что либретто не читали, солидаризируясь в этом с Неверовым.
Однако меры, принимаемые С. Неверовым и “Идущими вместе”, результатов не возымели. Госдума не захотела рассматривать подготовленный комитетом по культуре проект обращения к премьер-министру Михаилу Фрадкову о том, что Дума обеспокоена творческими планами Большого театра, а акции протеста “Идущих вместе” оказались немасштабными. Как заявили РБК в пресс-службе Большого театра, "за три года, прошедшие с тех пор, как было объявлено о подписании контракта с Леонидом Десятниковым и Владимиром Сорокиным, руководство театра неоднократно подвергалось давлению как целых политических организаций, так и отдельных политиков. Никто из них не был знаком с либретто оперы, написанным Владимиром Сорокиным, но все они клеймили этот текст как "порнографический и недостойный сцены Большого театра". Запретить же постановку в принципе невозможно, поскольку, как заявляют в Большом, в опере нет ненормативной лексики и эпизодов, которые можно трактовать как порнографические.
В основу либретто положена история "дублей" (клонов) Чайковского, Мусоргского, Верди, Вагнера и Моцарта, созданных ученым Розенталем. Действие происходит в России в начале 90-х годов прошлого столетия. Когда ученый умирает, дубли оказываются выброшенными на улицу, бомжуют на Комсомольской площади и, в конце концов, погибают. Выживает только Моцарт, "имевший с прошлой жизни иммунитет к яду". Соответственно музыкальная ткань оперы, по всей вероятности, будет отчетливо интертекстовой с цитатами из сочинений пяти знаковых для европейской оперы композиторов. И это не удивительно - Десятников убежден, что ничего принципиально нового в опере создать невозможно и что опера как род искусства постепенно умирает. По его мнению, сейчас возможна лишь опера об опере.
Партии репетируют - Вадим Лынковский, Петр Мигунов (Алекс Розенталь); Андрей Григорьев, Сергей Москальков (Верди); Виталий Панфилов, Максим Пастер (Чайковский); Андрей Валентий, Валерий Гильманов, Александр Короткий (Мусоргский), Маргарита Мамсимова, Евгения Сегенюк (Вагнер), Роман Муравицкий, Евгений Сташко, Виталий Панфилов (Моцарт).
Премьерные показы оперы “Дети Розенталя” пройдут 23, 25 и 27 марта.