Перейти к основному контенту
Воспитание детей⁠,
0
Эксклюзив

Россияне назвали лень и плагиат угрозами применения нейросетей в школе

Более 45% россиян допустили помощь искусственного интеллекта школьникам
Почти половина россиян считают, что использование нейросетей школьниками негативно влияет на знания и критическое мышление, показал опрос ВЦИОМа. Эксперты предлагают пересмотреть педагогические приемы и установить этические нормы
Фото: Владимир Жабриков / URA.RU / Global Look Press
Фото: Владимир Жабриков / URA.RU / Global Look Press

Возможность использовать технологии искусственного интеллекта (ИИ) для учебы в школе и при подготовке домашнего задания допустили 16% россиян, а 30% опрошенных разрешили бы их только для подготовки по отдельным предметам. Это следует из исследования Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), с результатами которого ознакомился РБК.

46% категорично ответили, что не разрешили бы своему ребенку использовать ИИ для учебы, а 8% затруднились ответить. При этом на ответы респондентов очевидно влиял поколенческий фактор, отмечают авторы исследования. Среди поколения зумеров (рождены с 2001 года) и младших миллениалов (1992–2000) процент тех, кто выступил против ИИ в школе, ниже — 31 и 38% соответственно. В то же время старшее поколение настроено более скептически: больше половины представителей (53%) — «поколения застоя» (1948–1967) не разрешили бы ни в каком виде своему ребенку использовать ИИ для учебы в школе.

Опрос проводили 31 марта 2025 года, в нем приняли участие 1600 россиян в возрасте от 18 лет. Метод опроса — телефонное интервью по случайной выборке.

Хотя 46% опрошенных в разной степени допускают применение ИИ в школе, только 10% сообщили, что их ребенок уже использует нейросети в процессе обучения. Еще 12% рассказали о том, что технологиями пользуются дети родственников и 14% — дети знакомых. 34% уверены, что никто в их окружении не использует искусственный интеллект во время учебы.

Почти половина (46%) опрошенных уверены, что внедрение ИИ-технологий в процесс учебы негативно скажется на качестве знаний школьников. О том, что новые технологии, наоборот, значительно улучшают знания, заявили только 4%, еще 20% ответили, что «скорее улучшают», чем ухудшают. Есть и те, кто считает, что использование нейросетей никак не влияет на качество полученных знаний, так ответили 14% опрошенных.

Здесь также мнения разделились в зависимости от поколения. Среди зумеров опасения по поводу влияния ИИ на знания школьников выразили 32% опрошенных, а среди старшей группы («поколение застоя») так ответила половина — 51%.

На вопрос о том, какие новые возможности дает ученикам использование искусственного интеллекта, 34% ответили, что это может помочь в обучении детей с ограниченными возможностями. Также 29% отметили повышенную доступность образования для жителей удаленных регионов, а 26% — развитие цифровых навыков.

Участников исследования также просили озвучить опасения по поводу потенциального использования ИИ. Больше всего опрошенные боятся снижения умственной нагрузки и деградации, так ответили 36%. Переживают из-за возможного отсутствия «живого» общения 31% респондентов, снижение мотивации к обучению, лень беспокоят 27%, риск плагиата и списывания — 26%, а ухудшение критического мышления — 25%.

По мнению эксперта ВЦИОМа Георгия Рожкова, риски деградации когнитивных навыков и мотивации действительно имеют место в случае непродуманного использования искусственного интеллекта, но он может стать и эффективным инструментом. «Молодежь, для которой ИИ — часть повседневности, видит в нем ресурс для оптимизации рутины и доступа к знаниям. Задача системы образования — не запрещать, а научить критическому взаимодействию с технологиями», — считает Рожков.

Что нужно для эффективного применения искусственного интеллекта

По мнению председателя профсоюза «Учитель» Дмитрия Казакова, вопрос использования искусственного интеллекта в учебе и подготовке домашних заданий требует дополнительного изучения. Нужно иметь четкий алгоритм и список направлений, где такие технологии могут быть использованы и в каком количестве, кроме того, учителя также должны разбираться, как они работают, считает он.

По опыту Казакова ученики уже используют нейросети в основном для подготовки докладов, презентаций и похожих заданий. «Это, конечно, не очень хорошее явление, потому что в данном случае технологии становятся легким способом выполнения работы, чтобы не заниматься этим самостоятельно», — пояснил педагог. По его словам, пока до конца непонятно, как лучше использовать искусственный интеллект, чтобы это не вредило учебе, но это предстоит проанализировать.

Чтобы ИИ приносил пользу в образовании, необходимо пересмотреть педагогические приемы, создать возможности для педагогического сообщества выработать этические нормы его применения и предоставить учителям равные технологические возможности применения современных информационных технологий, считает руководитель Института содержания и методов обучения Министерства просвещения Максим Костенко. Он рассказал РБК, что в некоторых школах уже сегодня учителя просят школьников, которые используют нейросети для выполнения домашних заданий, указывать ссылки, что, по мнению Костенко, формирует академическую честность.

«Чтобы написать что-то достойное с помощью нейросети, нужно уметь этим инструментом пользоваться, ставить ему задачи, иметь план, создать структуру запроса, а для этого нужно разбираться в своей теме, чтобы нейросеть не написала бред. Самое главное — нужно представлять, аргументированно защищать то, что ты создал, а это гораздо важнее, чем написанный нейросетью текст», — уверен Костенко.

Он также отметил, что сегодня технологии ИИ могут быть использованы для разработки программ обучения, которые адаптируются к индивидуальным потребностям ребенка. Такие программы способствуют развитию различных навыков и позволяют учиться в индивидуальном темпе.

Костенко привел в пример голосовые помощники в музыкальных колонках. «Они умеют распознавать человеческую речь, поддерживать диалоги, давать ответы на вопросы, решать некоторые прикладные задачи, шутить. В образовательной̆ деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья можно использовать разные возможности голосовых помощников. Для детей̆ с логопедическими проблемами он может стать хорошим мотиватором развития речи, так как ребенку самому будет необходимо произносить фразы так, чтобы ИИ их понял. Дети с нарушением зрения или моторными нарушениями могут взаимодействовать с учебным материалом и выполнять задания посредством голоса», — пояснил Костенко.

Читайте РБК в Telegram.

Авторы
Теги
Магазин исследований Аналитика по теме "Образование"
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
00 часов : 00 минут : 00 секунд
00 дней

Считаем дни
до Нового года

Реклама ООО “БОРК Импорт”

Лента новостей
Курс евро на 27 декабря
EUR ЦБ: 91,21 (-0,68)
Инвестиции, 26 дек, 17:59
Курс доллара на 27 декабря
USD ЦБ: 77,69 (-0,19)
Инвестиции, 26 дек, 17:59
Минпромторг раскрыл сроки начала серийного выпуска пассажирских Ту-214 Общество, 17:11
Воспитанник ЦСКА пострадал в результате драки со стрельбой в Подмосковье Спорт, 17:06
На подлете к Москве сбили три дрона Политика, 16:57
В горах Казахстана погиб мужчина Общество, 16:53
В США на фоне бурана отменили и задержали более 10 тыс. рейсов Общество, 16:46
Россиянин обыграл Карлсена на ЧМ по быстрым шахматам Спорт, 16:40
Как развивается рынок финансовых приложений Отрасли, 16:39
Новый год — с новыми силами
Как правильно отдыхать?
Узнать на интенсиве
Зеленский сделает остановку в Канаде перед встречей с Трампом в США Политика, 16:16
Близ аэропорта Внуково ограничили использование воздушного пространства Политика, 16:08
В ЦБ заявили, что о сроках приватизации НСПК говорить сложно Бизнес, 16:02
Главный актив года: стратегии ведущих управляющих на рынке ОФЗ #всенабиржу!, 16:00
VG узнала, что гипоксическую маску Баккена настроили на 7000 м Спорт, 15:52
CNN узнал, что лидеров ЕС не будет на встрече Зеленского и Трампа Политика, 15:49
В Саянске ввели режим повышенной готовности из-за аварии на ТЭЦ Общество, 15:43