Минобрнауки сообщило об отсутствии питания для детей с диабетом в школах
Проблемы с питанием
Страдающие сахарным диабетом дети не получают диетические продукты в школах и детских садах в девяти регионах, следует из мониторинга Министерства образования и науки (Минобрнауки). Копия документа есть у РБК. Минобрнауки подготовило отчет об условиях пребывания детей с диабетом в школах, детских садах и на базах отдыха в 70 регионах по просьбе Совета при правительстве по вопросам попечительства в социальной сфере. Помимо образовательного ведомства, свои мониторинги подготовили Министерство труда и социальной защиты и Министерство здравоохранения. Копии исследований также есть у РБК.
По определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), сахарный диабет — хроническое состояние гипергликемии, или повышенного содержания глюкозы в крови. При диабете первого типа нарушается производство собственного инсулина и пациентам необходима инсулинотерапия, объясняет врач-эндокринолог Ольга Демичева. Появление диабета первого типа не зависит от образа жизни. При втором типе инсулин продолжает вырабатываться, но клетки теряют возможность его адекватного восприятия. «Когда инсулин не может реализовать свои функции, глюкоза остается в крови», — указала Демичева. Как правило, диабет этого типа развивается на фоне избыточной массы тела. Инсулинотерапия при втором типе показана не всем. Она бывает необходима в том случае, если пациент болеет долго и постепенно его организм начинает вырабатывать инсулин все в меньшем объеме.
Обеспечить питанием всех обучающихся, в том числе детей с диабетом — это ответственность школ, прописанная в федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», обращают внимание в Минобрнауки. Но специального питания для детей-диабетиков нет в школах Санкт-Петербурга, Карачаево-Черкесии, Марий Эл, Алтайском крае, Омской, Рязанской, Самарской, Смоленской и Тверской областей. Правда, как указывают в Минобрнауки, в некоторых регионах (в документе не уточняется, в каких) с родителями заключают отдельные соглашения или выплачивают компенсации. РБК направил запросы в администрации упомянутых в исследовании регионов и в Минобрнауки.
Закон обязывает обеспечивать детей с ограниченными возможностями здоровья диетическим питанием только в специальных коррекционных учреждениях, пояснили РБК в пресс-службе губернатора Самарской области. «Организация диетического питания в школе носит рекомендательный характер и возможна при наличии специализированных условий. В основном в общеобразовательных учреждениях указанная категория учащихся приносит с собой специальное питание», — пояснили в пресс-службе.
Дети с сахарным диабетом не получают специальное питание в школах и детсадах Тверской области, поскольку их рацион принципиально не отличается от обычного, ответила на запрос РБК первый замминистра здравоохранения Тверской области Наталья Невская. «[Из меню] исключаются только легкоусвояемые углеводы. Рекомендуется их замена на углеводы, содержащие большое количество клетчатки», — пояснила замминистра.
Правильное питание для детей-диабетиков помогает лучше контролировать болезнь, не давать ей развиваться, говорит детский врач-эндокринолог Анна Пономарева. В 2016 году количество госпитализаций детей с сахарным диабетом первого типа составило 31,9 тыс. случаев, а в 2017 году — 33,9 тыс. случаев, указывает Минздрав в своей части мониторинга. В школах, где предусмотрено специальное питание, есть выбор блюд, рассказала РБК Пономарева.
В России, по данным Минтруда, диабет у 96,7 тыс. детей. Инвалидами из них признали 94,1 тыс. человек — 80,3 тыс. детей до 14 лет и 13,8 тыс. от 14 до 18 лет. Свыше 40% родителей узнали, что у ребенка диабет, только в результате госпитализации после резкого ухудшения самочувствия. Еще 35,6% узнали о том, что ребенок болен диабетом, после обращения к врачу в связи с повышенной утомляемостью, потерей веса и другими симптомами. Случайно сахарный диабет был обнаружен у 12,7% детей. Оставшиеся 11,6% попали в категорию «прочее».
Тест-полоски и лекарства
Все лекарства, включая инсулин, шприцы, иглы, глюкометры и тест-полоски, должны предоставляться диабетикам бесплатно по рецепту врача, обращает внимание Минздрав в своем мониторинге. Обязанность обеспечивать больных медикаментами возложена на регионы.
Минздрав указывает, что средствами самоконтроля — глюкометрами и тест-полосками — обеспечены почти все дети с диабетом в России. Исключение — шесть регионов: Курская область (тест-полосками обеспечены 60% детей, а глюкометрами — 90%), Волгоградская область (89 и 100% соответственно), Дагестан (85 и 100%), Ингушетия (30 и 100%), Кабардино-Балкарская Республика (70 и 100%) и Омская область (87% для всего). Минздрав не привел данные о дефиците инсулина и шприцев. РБК попросил пресс-службу ведомства уточнить эту информацию.
В мониторинге Минздрав подчеркивает, что поручил регионам обеспечить детей с диабетом первого типа, при котором наблюдается снижение выработки инсулина, всеми необходимыми лекарствами и медизделиями в полном объеме.
Медицинские недочеты
В Совете при правительстве по вопросам попечительства в социальной сфере недовольны тем, как в российских школах сопровождают детей с диабетом. 73% родителей детей с диабетом, опрошенных при поддержке совета и фонда «Быть вместе», сообщили, что в школе нет сотрудника, способного распознать симптомы ухудшения состояния здоровья и оказать помощь, рассказал РБК член Совета по вопросам попечительства Петр Родионов.
«Находясь в школе, ребенок должен чувствовать себя в безопасности, а родители должны быть уверены, что рядом с ним всегда есть взрослый — учитель, медсестра — который поможет измерить сахар, проконтролировать, чтобы инъекция была сделана вовремя, в случае необходимости помочь ввести препарат, а в экстренных ситуациях оказать первую помощь», — пояснил Родионов. Он подчеркнул, что ребенок может пропустить инъекцию, неправильно рассчитать дозу или не распознать симптомы гипогликемии.
Чаще всего родители вынуждены приходить в школу на переменах, чтобы сделать ребенку инъекцию, рассказала РБК Пономарева. «Подростки уже сами контролируют терапию, носят с собой глюкометры, инсулин в термосумке и делают инъекции в медкабинете», — заметила она.