Конституционный суд разрешил женщине с ВИЧ-инфекцией усыновить ребенка
На сайте Конституционного суда опубликован результат рассмотрения жалобы семейной пары из Подмосковья. Суть дела заключалась в том, что супруги решили усыновить трехлетнего сына сестры жены, который проживал с ними с самого рождения. Однако суд отказал им, объяснив решение тем, что потенциальная приемная мать при нахождении в медицинском учреждении в 2012 году была заражена ВИЧ-инфекцией и гепатитом С.
Супруги не согласились с решением суда и обратились в Конституционный суд. Они указывали на неправомерность отказа в усыновлении только на основании диагноза.
В постановлении Конституционного суда указывается, что само по себе установление ограничений права на усыновление отвечает международным обязательствам России и согласуется с целями государственной политики в интересах детей. «Вместе с тем Конституционный суд Российской Федерации неоднократно обращал внимание на то, что при введении тех или иных ограничений, обусловленных конституционно одобряемыми целями, федеральный законодатель связан конституционным принципом соразмерности и основанными на нем требованиями адекватности и пропорциональности используемых правовых средств», — говорится в документе.
В постановлении указывается, что препятствием для усыновления является наличие инфекционного заболевания. Однако Конституционный суд, ссылаясь на заявление ООН, подчеркнул, что наличие у лица ВИЧ-инфекции не должно рассматриваться в качестве создающего угрозу для здоровья населения, поскольку вирус иммунодефицита человека, хотя и является инфекционным, передается не в результате присутствия инфицированного лица в стране или при контакте через воздух либо общие носители, такие как еда или вода, а через конкретные контакты, которые почти всегда являются частными.
Глава международной правозащитной группы «Агора» Павел Чиков, по чьей жалобе Конституционный суд вынес это решение, назвал в разговоре с РБК постановление «серьезным шагом».
«Конституционный суд решился на небольшую уступку, по сути разрешив пройти усыновление только для детей, длительное время фактически проживающих в семьях людей, живущих с ВИЧ и/или ВГС, если это соответствует интересам ребенка. На разрешение усыновлять таким людям детей из домов ребенка смелости Конституционному суду не хватило. Но и без того постановление — очень серьезный шаг в сторону снижения дискриминации», — отметил Чиков.
В Конституционном суде указали, что федеральный законодатель должен использовать не чрезмерные, а только необходимые и обусловленные конституционно признаваемыми целями ограничения.
В итоге суд признал отказ в усыновлении неконституционным. В постановлении указано, что официальный прием ребенка в семью будет отвечать его интересам.