Норвежский суверенный фонд остается в России
Норвежский суверенный фонд Government Pension Fund Global (GPFG), владеющий российскими бумагами на $8,2 млрд, не собирается расставаться с этими активами, несмотря на конфронтацию России с Западом. Во втором квартале 2014 года вложения фонда в российские акции даже увеличились: их доля в портфеле GPFG выросла с 0,6 до 0,7%, вернувшись на уровень конца прошлого года, следует из опубликованного сегодня отчета фонда.
Отчет не отражает события после 30 июня — уже в июле над восточной Украиной был сбит пассажирский самолет Malaysia Airlines, а США и ЕС ввели первые секторальные санкции против России. Но руководитель GPFG Ингве Слингстад сегодня сказал, что фонд не сбрасывает российские активы, а просто держит их без изменений.
Россия — отдельной строкой
В отличие от других стран России посвящен отдельный раздел в презентации фонда к отчетности за второй квартал. GPFG еще в апреле заявлял, что пересматривает риски, связанные с российскими вложениями, а в конце июля Министерство финансов Норвегии дало понять, что суверенный фонд будет соблюдать санкции против российских компаний (Норвегия присоединилась к секторальным санкциям ЕС на прошлой неделе).
На запрос РБК прокомментировать возможный пересмотр политики инвестиций в Россию норвежский Минфин не ответил. Пресс-служба самого фонда отказалась от комментариев, сославшись на опубликованную презентацию. В ней говорится, что стоимость вложений в Россию за первое полугодие 2014 года выросла на 7%, с 47,3 млрд до 50,7 млрд крон ($8,2 млрд). Это связано с удорожанием рублевых облигаций в портфеле фонда более чем на 15%, с 24,3 млрд до 28 млрд крон ($4,5 млрд). В то же время рыночная стоимость инвестиций в российские акции снизилась за полгода на 1,3%. Индекс MSCI Russia за этот период опустился на 6%.
На начало 2014 года GPFG держал акции 65 российских компаний, в том числе Сбербанка ($370 млн) и ВТБ ($887 млн), которые в конце июля попали под санкции ЕС. Пакет в ВТБ (4,6%) являлся крупнейшим активом фонда среди российских компаний. Впрочем, формально GPFG не обязан продавать этот актив: европейские санкции не распространяются на существующие бумаги российских госбанков.
Инвестиции в российский рынок Слингстад в апреле называл значительными, но в масштабе всего фонда это немного. Согласно презентации GPFG, на середину 2014 года на долю России приходилось 0,7% от общих вложений в акции, 1,4% от инвестиций в облигации и 1% от всех инвестиций.
Развивающиеся рынки приносят доход
Общая доходность норвежского фонда во втором квартале составила 3,3%, или 192 млрд крон ($31 млрд) в абсолютном выражении. Несмотря на геополитическую нестабильность (военные действия на Украине и в Ираке) фонду удалось заработать на росте мировых рынков акций. Доходность от вложения в акции составила 4% (в облигации только 2%).
«Фондовый рынок активно рос во втором квартале, а развивающиеся рынки росли особенно интенсивно», — приводятся в пресс-релизе слова Ингве Слингстада. Доходность фонда от инвестиций в акции на развивающихся рынках в минувшем квартале составила 7,4%, в то время как развитые обеспечили только 3,7%. При этом особенно сильные результаты принесли фондовые рынки Индии, России, Турции и Бразилии (впрочем, с поправкой на их падение в начале года).
Рыночная стоимость фонда на конец второго квартала составляла 5,5 трлн крон ($889 млрд), из которых 61,3% было вложено в акции, 37,6% — в активы fixed income и 1,2% — в недвижимость.
Торговля российскими бумагами заморожена
GPFG фактически заморозил торговлю российскими ценными бумагами с начала года, заявил Слингстад Bloomberg. «Наша инвестиционная стратегия в отношении любой страны, которая испытывает волнения или геополитические риски, заключается в том, что мы не покупаем и не продаем [ее активы]», — пояснил глава фонда.
«Как вы можете видеть из данных о наших вложениях на конец прошлого года, конец первого квартала и сейчас, изменений [в российских активах] практически нет», — сказал Слингстад агентству Reuters, добавив, что, скорее всего, фонд будет и дальше придерживаться такой тактики.