С кризисом билеты у авиаперевозчиков не подешевеют
Федеральная аэронавигационная служба России (Росаэронавигация) прекратила обслуживать девять авиакомпаний. Среди должников такие компании как "Интеравиа", "Омскавиа", "Дальавиа", "Выборг", "Тесис", "Аэрощит" и другие. Причиной тому послужила задолженность по оплате за предоставление аэронавигационных услуг. Между тем к моменту выставления счетов некоторые перевозчики уже не выполняли полеты: с начала осени они находятся в кризисной ситуации. Правда, эксперты приняли объявленное решение за паническое настроение. Дело в том, что вся гражданская авиация работает на системе взаимных платежей, на довольно длинных кредитных линиях.
К текущей ситуации привело отсутствие какой-либо стратегии развития российского транспорта в виде проекта с бюджетами, планами, целями, задачами, полагает генеральный директор RED Wings Константин Тетерин. "У нас растет поколение людей на Дальнем Востоке, которые никогда не приезжали в центральную часть России. Если так будет идти дальше, мы потеряем Дальний Восток", - говорит он в программе "В фокусе" на РБК-ТВ с поправкой на то, что еще не все потеряно. "Мы еще не прошли точку безвозвратно, есть возможность правильно выстроить политику", - дополняет К.Тетерин.
Однако отдавать частные компании в руки государства - тоже не панацея от всех бед. Как отмечает генеральный директор Infomost Борис Рыбак, процесс консолидации в этом секторе экономики невероятно сложный, трудоемкий и дорогостоящий. "Вроде бы симпатичная идея - взять группу компаний, объединив их в некий альянс (с целью минимизации издержек за счет устранения дублирования). Но, к величайшему сожалению, с этой задачей не удалось справиться (речь идет об авиакомпании "Эйрюнион"). На самом деле, чтобы успешно провести слияния такого типа, требуется много денег и серьезный менеджмент", - констатирует он.
В экспертном обществе считают, что кризис гражданской авиации зрел давно. Еще в конце прошлого года практически все авиакомпании накопили гигантские долги по наземному обслуживанию. По словам директора по производству компании "ВИМ-Авиа" Юрия Губанова, "долги по Росаэронавигации - копейки по сравнению с теми, которые имели авиакомпании". Компании планировали улучшить свое финансовое состояние в 2008 году в связи с тем, что намечался резкий рост авиаперевозок. Правда, текущий год не оправдал ожиданий: пассажиропоток рос, но не так быстро, резкий рост топлива, финансовый кризис.
Правда, если ожидать замедления темпов роста воздушного транспорта, острота кадровой проблемы (пилотов) снизится, не исключают эксперты. Но билеты дешевле не станут. В этом бизнесе за все платит пассажир: это касается и пошлин, и дороговизны кредитных денег, и цен на топливо.
"Три года назад ситуация была точно такая же", - вспоминает Б. Рыбак. Авиакомпании многократно обращались по целому ряду животрепещущих вопросов к правительству, получая отказ. Первый серьезный вопль Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта был еще в начале 2005 года, когда было направлено письмо одновременно в ФАС и премьер-министру о том, что недопустимая ситуация сложилась на рынке топлива. Но тогда из ФАС пришел ответ, что никаких признаков картельного сговора не обнаружено, а через месяц было инициировано дело по картельному сговору авиакомпаний и неправомочному введению ими топливных надбавок и завышению тарифов. Так что в этом случае эксперты рекомендуют "поднять" былые государственные решения по гражданской авиации, прежние обращения авиакомпаний и попытаться их выполнить.