Власти предложили возможность изымать деньги на счетах чиновников
Правительство предложило ужесточить антикоррупционное законодательство и распространить возможность обращения в доход государства денег на счетах чиновников, если поступившая сумма превышает доход госслужащего за три года. Соответствующий законопроект поступил на рассмотрение в Госдуму.
Документ предполагает поправки в два федеральных закона — «О банковской деятельности» и «О противодействии коррупции». Правительство предлагает распространить механизм контроля за расходами чиновников на их банковские счета. Если госорганы получат информацию, что в течение последнего года на счета госслужащего, его супруги или несовершеннолетних детей поступила сумма, превышающая общий доход этих лиц за три года, при этом «не представлены достоверные сведения, подтверждающие законность получения» этих денег, сведения об этом должны будут поступить в органы прокуратуры. Она вправе обратиться в суд с иском об обращении этой суммы (если она превышает 10 тыс. руб.) в доход государства.
По действующему законодательству в доход государства можно взыскивать регистрируемое имущество: земельные участки, другие объекты недвижимости, транспортные средства или ценные бумаги, законность которых чиновники не могут подтвердить, указывается в пояснительной записке. Отсутствие же в законодательстве правовых оснований для изъятия денежных средств «может способствовать совершению коррупционных правонарушений», уверены авторы законопроекта.
При этом и ранее суды многократно обращали в доход государства денежные средства на счетах госслужащих, а также в наличной форме; юристы говорили о расширительном толковании норм закона о контроле за расходами чиновников. Среди бывших госслужащих, у кого изымали именно денежные средства, — бывший министр по делам «Открытого правительства» Михаил Абызов, «полковник-миллиардер» МВД Дмитрий Захарченко, бывший губернатор Сахалинской области Александр Хорошавин.
Подобный законопроект разрабатывался Минюстом еще в 2019 году, сказал РБК руководитель российского отделения Transparency International Илья Шуманов. «Спустя два года о нем опять заходит речь в контексте того, что на текущий момент в законодательстве о контроле за доходами и расходами публичных должностных лиц законодатель в силу каких-то обстоятельств не прописал возможность изъятия денежных вкладов. Этот пробел существовал на протяжении длительного времени, но это не мешало прокурорам в рамках уголовных расследований изымать денежные средства», — сказал Шуманов.
По его мнению, российское антикоррупционное законодательство «похоже на лоскутное одеяло, которое ткут и Минюст, и прокуратура, и силовики, и депутаты Госдумы». «На выходе мы видим законодательство, сплошь состоящее из лазеек, которые коррупционеры активно используют. Российская модель контроля за доходами и расходами должностных лиц — это некая инверсия практики, существующей во всем мире. Она подразумевает криминализацию незаконного обогащения в соответствии со ст. 20 Конвенции ООН против коррупции. В России законодатель отказывается от такой конструкции и создает альтернативный механизм. Разумеется, создать что-то с нуля сложнее, чем применить практику, которая работает во всем мире. Уходят годы на формирование законодательной, правоприменительной практики, и не обходится без огрехов», — объясняет Шуманов.
Партнер юрфирмы «Арбитраж.ру» Владимир Ефремов отмечает, что сейчас положения о банковской тайне, определенные ст. 26 «Закона о банках и банковской деятельности», не предусматривают возможности ее раскрытия в пользу органов прокуратуры. Рассматриваемый законопроект предлагает включить прокуроров в список органов, которые имеют право на запрос соответствующей информации из банков.
По мнению адвоката юридической фирмы «Рустам Курмаев и партнеры» Ярослава Шицле, положения законопроекта в части получения органами прокуратуры справок по операциям, счетам и вкладам физлиц не приводят к нарушению банковской тайны, поскольку ст. 26 закона «О банках и банковской деятельности» предусматривает возможность запроса таких сведений в рамках проведения антикоррупционных мероприятий. Законопроектом также не предусматривается какой-либо новой формы проверки, поэтому описываемый алгоритм действий укладывается в законодательство о противодействии коррупции, считает юрист.
«С технической точки зрения такой контроль не должен представлять сложности, поскольку он основан на простых арифметических операциях, связанных с сопоставлением официального дохода с поступлением денежных средств на личные счета. Однако в случае использования счетов в иностранных банках, биткоин-кошельков и прочих инструментов государственные органы будут лишены возможности контролировать поступления чиновников», — говорит Шицле.