В Думе предложили «курс исправления» для школьных буллеров и их родителей
Для борьбы с травлей в школах депутаты предлагают привлекать Комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав. Это следует из пояснительной записки к законопроекту против буллинга, с которой ознакомился РБК. Ее подлинность подтвердил автор документа, председатель комитета Госдумы по молодежной политике Артем Метелев. Он уточнил, что законопроект направлен в федеральные органы власти для согласования, а внести его в Думу планируют до конца года.
Что предлагается в законопроекте
Согласно пояснительной записке, законопроект даст определение понятию «травля». Под ней будут пониматься «не влекущие за собой административную или уголовную ответственность систематические умышленные действия несовершеннолетнего, выражающиеся в физической или психологической формах, направленные на умаление достоинства личности иного лица».
Если образовательная организация заметит признаки травли, она будет направлять информацию в Комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, которая должна будет оценивать ситуацию. Если факт травли установят, то с ребенком-агрессором проведут «индивидуальную профилактическую работу».
Комиссия сможет дополнительно назначить несовершеннолетнему, а также его родителям «курс исправления». В разговоре с РБК Метелев уточнил, что такой курс может включать в себя как работу с психологом, так и участие в социальных волонтерских проектах.
«Ключевая задача законопроекта не только ввести ответственность для организаторов травли, но и исправить их поведение, изменить их жизненные убеждения. Поэтому для профилактической работы будут привлекаться не только сотрудники Комиссии по делам несовершеннолетних, но и психологи, представители общественных организаций, Российского движения детей и молодежи. Комплекс этих мероприятий и есть исправительный курс», — пояснил депутат.
Кроме того, считает он, важно, чтобы в этих мероприятиях участвовали родители. «Часто родители не признают, что их дети являются агрессорами, организаторами травли, а своим бездействием они поощряют неадекватную позицию ребенка, и с этим ничего не может сделать сама школа. Поэтому родитель должен тоже нести эту ответственность», — пояснил Метелев.
Законопроект также дает органам управления в сфере образования возможность внедрять дополнительные программы и методики профилактики систематической травли. Эти программы позволят работать как с несовершеннолетними, склонными к травле, так и с жертвами буллинга, а также с их семьями.
Специалисты в целом положительно оценивают такой формат борьбы с травлей. По мнению детского и подросткового клинического психолога Ирины Тарановой, важно, если подросток будет знать, что есть орган, который будет на его стороне, защищать его права и интересы, так как родители не всегда знают о проблемах своих детей.
Она также отметила, что буллинг — это не новое явление, но сейчас оно проявляется намного ярче, сильнее. «Дети становятся все более изобретательными в том, как могут обижать другого человека. Кроме того, психика детей сейчас более неустойчивая, чем у детей 20–40 лет назад: у современного поколения больше стресса, с которым приходится справляться, более насыщенная жизнь, более информативная», — пояснила она.
Детский психолог, член национальной саморегулируемой организации «Союз психотерапевтов и психологов» Наталья Наумова считает, что все будет зависеть от того, как механизм реализуют на практике. Главное, отметила она, чтобы меры шли на помощь детям, а не на запугивание родителей и учителей.
В то же время Наумова считает необходимым больше времени уделять психологической поддержке и профилактике внутри школы.
«В школе все-таки не хватает психологов, которые могли бы профессионально оценить ситуацию и понять, действительно ли дети сами могут ее решить или все же необходимо вмешательство взрослого, чтобы останавливать травлю. Поэтому, конечно, необходимы четкие единые рекомендации для всех школ», — пояснила психолог.
По мнению Наумовой, стоит также уделять внимание психологической работе с учителями и родителями. «Зачастую педагоги не осознают, как они сами создают конфликтные ситуации», — говорит она. При этом, по словам психолога, родители часто могут не признавать проблему или же советовать ребенку самостоятельно с ней разобраться: «Если мы видим, что родители попустительствуют или настраивают ребенка на месть, то нужно иметь возможность каким-то образом родителей тоже привлечь к работе с психологом».
В пояснительной записке приводятся данные исследований о распространенности травли. Согласно результатам опроса «Движения первых», проведенного по инициативе Комитета по молодежной политике, среди 9,5 тыс. респондентов с травлей так или иначе сталкивались порядка 75%. Более 60% сталкивались с ней именно в средних классах. Травля в студенческой среде — более редкое явление, чем школьная, отмечается в документе.
Авторы пояснительной записки ссылаются на исследование академика РАО Артура Реана и директора Института образования Высшей школы экономики Александры Бочавер. Его результаты показали, что 14% знавших о буллинге педагогов и 8% родителей не приняли никаких мер по противодействию травле. Всего 4% жертв травли обращались за помощью к психологу.
По данным исследования, проводившегося VK и компанией UXSSR, 57% пользователей социальных сетей сталкивались с кибербуллингом, также указано в пояснительной записке.
Как депутаты хотят бороться с кибербуллингом
Законопроект также включает меры по борьбе с кибербуллингом. Социальные сети должны будут выявлять и блокировать страницы пользователей и информацию, направленные на систематическую травлю других людей. Планируется ввести отдельное определение «травля в сети «Интернет» — систематические, массовые умышленные действия, направленные на унижение чести и достоинства пользователя социальной сети, в том числе оскорбления, а также распространение заведомо ложной информации».
По мнению Метелева, такие меры позволят создать современную и эффективную систему профилактики буллинга, будут способствовать снижению количества суицидов среди детей и молодежи, а также противодействовать криминализации подростковой среды.
Наумова отмечает, что травля в соцсетях — очень распространенное явление и хуже всего, когда она становится продолжением буллинга в школе.
«Сейчас, к сожалению, у многих детей есть ощущение безнаказанности. Будет правильно, если дети, которые буллят других даже в соцсетях, будут понимать, что это наказуемо. Несколько таких громких дел, когда дети после буллинга другого человека столкнулись с серьезными последствиями, могут стать показательным примером для других», — считает психолог Таранова.