«Анти-Рокфеллер»: как западные СМИ отреагировали на гибель главы Total
Спустя сутки после трагедии многие СМИ отходят от этого принципа и более подробно разбираются в различных аспектах случившегося. К примеру, The New York Times акцентирует внимание на поиске возможного преемника де Маржери
Де Маржери неоднократно заявлял, что его преемником будет человек из компании, поэтому NYT рассмотрела кандидатуры среди топ-менеджмента Total. Во-первых, это глава направления нефтехимии и переработки Патрик Пуайэн. За время работы в концерне он успешно справился с задачей сокращения мощностей в Европе и наращивания их на Ближнем Востоке. Во-вторых, это Филипп Буассо, ответственный за маркетинг и «зеленую» энергетику.
Сам де Маржери пришел на пост президента компании с должности главы разведки и добычи – для Total она традиционно считается «кронпринцевской». Однако нынешний руководитель направления Арно Бройяк пришел в концерн лишь в ноябре 2013 года и, по мнению NYT, вряд ли сможет встать у его руля. «Ни один из менеджеров не имеет такой выдающейся индивидуальности, которая была у де Маржери», – подчеркивает издание.
О неординарной личности бизнесмена пишет и портал Quartz: «Если мы говорим о нефтяном боссе, мы думаем о горделивом и властном человеке – «традиция», которую еще 140 лет назад заложил Джон Рокфеллер». Глава же Total, будучи очень откровенным и резким в высказываниях, был по-человечески симпатичным.
Многие коллеги-конкуренты считали его чудаком, но на самом деле «он был личностью, которая не принимала сложившихся консервативных правил отрасли». Человек, «открывший» для Total Курдистан, Французскую Гвиану и Таджикистан, был одним из немногих в отрасли, кто верил в концепцию «пика нефти» – о скором достижении максимума нефтедобычи, после чего начнется необратимый спад. «Кристоф был воодушевленным и креативным человеком, глотком свежего воздуха в нашей консервативной индустрии», – заявил Quartz экс-глава BP Джон Браун.
Как отмечает The Washington Post, де Маржери не отрицал и необходимости бороться с изменением климата, что нехарактерно для людей его круга. Этой весной в интервью CNBC он отметил, что снижение роста экономики КНР не так уж и плохо «в первую очередь для окружающей среды». Ему The Washington Post противопоставляет главу ExxonMobil Рекса Тиллерсона, который заявил год назад, что во все века «люди тратили целую жизнь на адаптацию», поэтому в глобальном потеплении и повышении уровня моря прямой угрозы человеку нет.
Безапелляционная искренность, которая, по словам издания «напоминала скорее Грязного Гарри, чем Марти Макфлая» [персонажи культовых голливудских фильмов], могла одновременно и восхищать, и удивлять журналистов и коллег-бизнесменов. «Прямота и напористость были не пиаром гендиректора, а бизнес-стратегией Total. Нефть же для де Маржери была не просто товаром, который надо добыть и сбыть, а материей Вселенной», – заключает The Washington Post.
Однако теперь Total придется столкнуться с более приземленными вещами – падением цен на нефть, сокращением прибыли, пишет Bloomberg. После взрывной экспансии концерна за время правления де Маржери компания исчерпала возможности для роста и должна закрепить достижения.
Ранее Total признавала, что четырехлетние поиски новых больших месторождений не принесли особого успеха, и концерн начнет избавляться от части активов. «Кто бы ни стал преемником де Маржери, он должен будет принять на себя амбициозную программу инвестиций в Россию, в частности разработки огромного газового месторождения на Ямале», – пишет Bloomberg.
Немецкая Die Welt возвращается к вопросу о том, кто виноват в катастрофе и что же на самом деле произошло в аэропорту: «Существует четыре наиболее правдоподобные версии: плохая видимость, ошибка пилота, ошибка диспетчера и ошибка водителя снегоуборщика. Российские следователи решили остановиться на последнем варианте».
Погодные условия – видимость около 350 м – не идеальные, но и не критические для полета, заявил изданию российский пилот и авиационный эксперт Андрей Литвинов. «У нас было такое выражение «пьяный трактор» – когда грузовая машина появляется на взлетной полосе, это случалось нередко. Так или иначе, до и после заступления на смену водители должны проходить медкомиссию», – добавил он.