Рост рынка хостинга в РФ в 2008г. составит 70%
В денежном выражении годовой оборот рынка оценивается, по разным данным, в 25-35 млн долларов. Рынок хостинга в России растет параллельно с кириллическим сегментом Интернета: здесь в сентябре 2007г. был зарегистрирован миллионный домен – с учетом того, что мировая сеть на тот момент состояла из более, чем 140 млн доменов, кириллический сегмент Рунета "весит" всего 0,7% мировой сети.
Тем не менее, бурный рост хостинг-услуг в России, стартовавший в 2000г., уже сегодня "разогнал" рынок до процессов консолидации. "Сегодня хостингом в России занимаются порядка 400 компаний, – рассказал в эфире РБК-ТВ в программе "В фокусе" гендиректор компании Rusonyx Георгий Георгиевский. – 200 из них действуют легально, оставшиеся – это студенты, увеличивающие свою стипендию. Консолидация происходит в верхних слоях этого "планктона": в конце концов, крупных игроков будет 5-6, а средних – десятки".
Процессы M&A на определенном этапе развития хостинга подтверждаются мировым опытом, соглашается Сергей Белоусов, исполнительный директор SWsoft: "Так, в Германии 40% рынка принадлежит одной компании, а 25% – другой. Но представлены и средние, и малые бизнесы". Одна из главных причин консолидации - в усложнении хостига. Маленькие компании не способны предложить полный набор экспертизы.
"Крупные компании имеют свои плюсы: мощности, запасные сервера, билинговые системы, обучение сотрудников техподдержки и т.д., – перечисляет управляющий партнер "Хостинг-центра РБК" Дмитрий Уфаев. – Клиент уверен, что его хостера завтра не заберут в армию". Тем не менее, в результате поглощений обычно теряется 5-15% клиентской базы.
По аналогии с рынком недвижимости, эксперты выделяют массовый виртуальный хостинг (аренда квартир в доме), когда на одном сервере размещаются сайты нескольких клиентов, выделенный хостинг – собственный сервер (участок с домом в распоряжение), а также co-location-хостинг (выделяется участок, а клиент сам собирает дом). Бесплатные хостинги такие как Narod.ru или Boom.ru, эксперты сравнивают с лагерем беженцев, где никто не хочет долго оставаться. Это генераторы клиентской базы для платного хостинга.
В России в первую очередь развивается виртуальный хостинг – наиболее доступный. Интернет-магазины обычно арендуют сервера или пользуются co-location. Крупные компании нуждаются в собственных серверах, на которых кроме сайтов размещается и почтовая система (например, exchange-хостинг) или система обмена информацией share-point, клиентская база (CRM) и т.д. То есть крупные клиенты уже нуждаются не только в хостинге, но и в soft-услугах. Эта специализация хостеров и является главной тенденцией рынка в будущем, убежден С.Белоусов.
Хотя сегодня большая часть клиентуры – малый бизнес, говорит Г.Георгиевский, 50% - персональные страницы, 50% – сайты малых предприятий. "Если вы регистрируете какой-то бренд, не забывайте регистрировать и домен, совпадающий с этим брендом, – предупреждает под конец программы "В фокусе" на РБК-ТВ Д.Уфаев. – Зачастую через 5 минут после появления бренда домен с его названием уже занят киберсквотерами".
Кстати, рынок хостинга пропорционален количеству слов в языке, напоминает С.Белоусов. Остается добавить, что прогнозы по росту рынка на 2008г. имеют шансы и на перевыполнение. Дополнительный всплеск активности ожидается в связи с появившейся возможностью регистрации доменов в зоне su, где ранее стоимость превышала цены зоны ru почти в 5 раз, но сейчас они сравнялись, а в зоне su свободнее.