Аналитик спрогнозировала рост цен на сигареты в 2020 году на 25%
В 2020 году стоимость табачных изделий и электронных сигарет может вырасти на 20–25%, пишут «Известия» со ссылкой на замглавы управления макроэкономических исследований Аналитического центра при правительстве Викторию Павлюшину.
По ее словам, ключевая причина роста цен — маркировка табачной продукции, которая с марта 2019 года стала обязательной. Павлюшина отметила, что для выполнения требований бизнес установил новое оборудование.
«Эта мера призвана снизить долю контрафактного товара на рынке, однако пока удельный вес нелегальных табачных изделий растет», — добавила она. Эксперт Аналитического центра сослалась на данные агентства Nielsen, согласно которым доля контрафактной табачной продукции в России в третьем квартале 2019 года составляла 15,6% от всего объема продаж, увеличившись на 7,2 п.п. в годовом выражении.
Среди других причин роста цен Павлюшина назвала инвестиции табачных компаний в производственные процессы, а также увеличение акцизов. С 1 января для сигарет, нагревательного табака и вейпов они выросли примерно на 4%.
В Федеральной антимонопольной службе газете сообщили, что прогнозы по ценам не входят в компетенцию ведомства. Директор по работе с органами государственной власти «JTI Россия» Василий Груздев заявил изданию, что стоимость сигарет вырастет только из-за повышения акцизов. По его словам, введенная в прошлом году обязательная маркировка продукции не сказалась на цене. Как указал Груздев, стоимость цифрового кода для пачки сигарет составляет 50 коп. Директор по правовым вопросам и внешнекорпоративным связям «БАТ Россия» Яна Гуськова также сообщила, что основная причина роста цен на табачные изделия — повышение ставки акциза.
Представитель Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ, оператор системы цифровой маркировки) заявил РБК, что введенная в июле 2019 года обязательная маркировка табачных изделий не привела к дополнительному росту цен и не имеет таких предпосылок как сейчас, так и в будущем.
«Ключевым фактором в росте стоимости табачной продукции традиционно является изменение ставки акциза», — сказал представитель оператора. По его словам, данные смарт-терминалов, проанализированные компанией «Эвотор», показывают, что с октября 2018 по март 2019 года цены на 50 самых популярных сигарет выросли на 3% без учета акциза. Такие же показатели были и после введения обязательной маркировки — рост с апреля по сентябрь 2019-го составил 3%.
РБК обратился за комментарием в Минпромторг.