Р.Нургалиев считает необходимой конфискацию имущества
МВД РФ выступает за возращение в Уголовный кодекс статьи, предусматривающей конфискацию имущества, сообщил, выступая сегодня в Совете Федерации, глава МВД РФ Рашид Нургалиев.
По его словам, меры по изъятию имущества, полученного противоправным путем, должны занимать особое место, их применение способно обеспечить решение одной из важных задач в борьбе с оргпреступностью - подрыв ее экономических основ.
"В нашем обществе по-разному относятся к институту конфискации, однако, по мнению правоприменителей, конфискация необходима как дополнительная мера наказания за тяжкие наркопреступления, организацию преступного сообщества и совершение террористического акта", - сказал Р.Нургалиев. Он подчеркнул, что исключение из УК такого вида наказания, как конфискация, значительно снизило превентивную роль закона в борьбе с организованной преступностью, а установленные штрафные санкции не всегда в полном объеме могут обеспечить конфискацию доходов, полученных от преступной деятельности.
В качестве примера министр сообщил о разоблачении преступной группировки, у членов которой было изъято более 4 тонн наркотиков на сумму свыше 45 млн долл. По данным МВД, финансовые активы членов группы составили около 100 млн долл., однако максимальный штраф, назначенный судом, составил лишь 1 млн руб.
Р.Нургалиев также отметил, что нормы отечественного права не полностью охватывают деяния, признаваемые коррупционными во многих странах. По его словам, существующая в настоящее время правовая основа противодействия организованной преступности в целом позволяет обеспечивать правопорядок и безопасность, но вместе с тем не в полной мере отвечает реалиям сегодняшнего дня.
В частности, указал глава МВД, это такие действия, как коррупционный лоббизм, протекционизм, внесение тайных взносов на политические цели, закрытое проведение приватизации, незаконное предоставление налоговых и таможенных льгот, подкуп иностранного должностного лица, принятие решения в условиях конфликта интересов.
В ходе выступления Рашид Нургалиев доложил сенаторам о состоянии борьбы с организованной преступностью в стране. По его словам, сегодня можно констатировать, что оргпреступность проникла в большинство жизненно важных отраслей экономики страны. Прежде всего, это металлургический и лесопромышленный комплекс, добыча биоресурсов, сфера интеллектуальной собственности, автомобильный бизнес, а также производство алкогольной и табачной продукции.
Глава МВД особо отметил, что для создания благоприятных условий осуществления преступной деятельности криминалитет по-прежнему проявляет повышенный интерес к установлению коррупционных отношений и проникновению в органы власти и управления.
По данным МВД, в настоящее время в России действуют 116 преступных организаций общей численностью более 4 тыс. участников. Под их контролем находится по меньшей мере около 500 крупных хозяйствующих субъектов.
Рашид Нургалиев сообщил также, что в 2004г. МВД раскрыло свыше 12 тыс. преступлений экономической направленности, совершенных участниками организованных преступных групп. Это более чем на 25,5% выше уровня 2003г. При этом 85% из раскрытых преступлений составили тяжкие и особо тяжкие преступления.
При этом глава МВД подчеркнул, что в последние годы наметились позитивные тенденции в сфере борьбы с коррупцией. Так, по его словам, в 2004г. против интересов государственной службы и взяточничества было выявлено на 20% больше преступлений, чем в 2003г.
Напомним, что ранее Генпрокурор РФ Владимир Устинов также заявил, что считает конфискацию имущества оправданной мерой по отношению к террористам, и призвал ускорить работу по законодательному обеспечению противодействия терроризму. Комментируя новый законопроект "О противодействии терроризму", который прошел первое чтение в Госдуме, он отметил, что работа над этим документом может вестись еще долго. В настоящее время, по его словам, можно также вести работу по корректировке действующего законодательства.
Генпрокурор отметил также, что западное законодательство в отношении противодействия терроризму после терактов в США и Испании было ужесточено и в настоящее время "не отличается особым либерализмом". В.Устинов полагает, что российское антитеррористическое законодательство также следует ужесточать. В частности он подчеркнул, что следует более тщательно законодательно проработать вопрос о запрещении финансирования терроризма.
Следует отметить, что в международном уголовном праве существует два вида конфискации – общая и специальная. Общая подразумевает конфискацию всего без исключения имущества осужденного. Во многих странах такая конфискация запрещена конституцией. Россия же рассталась с ней лишь в конце 2003 года с принятием соответствующих президентских поправок в Уголовный кодекс. Эти поправки были приняты Государственной думой 21 ноября и одобрены Советом Федерации 26 ноября 2003г.
Другая, специальная, конфискация предусматривает безвозмездное изъятие того имущества, которое использовалось для совершения преступления или было получено преступным путем. В международной практике специальная конфискация, как правило, применяется в случаях таких преступлений, как легализация преступных доходов, финансирование терроризма, а также нелегальный оборот наркотиков. В России специальная конфискация применяется гораздо шире, в том числе для менее серьезных преступлений.