К 2030 году каждый десятый автомобиль в России сделают электрическим
Правительство утвердило Концепцию по развитию производства и использования электрического автомобильного транспорта, сообщает пресс-служба кабинета министров. К 2030 году не менее 10% всех выпускаемых автомобилей в стране должны быть электрическими.
Концепция рассчитана на два этапа. Первый продлится до 2024 года, когда в России планируют подготовить базу для массового производства электромобилей. По всей стране к этому времени их должны выпустить не менее 25 тыс. Еще одна задача — развитие инфраструктуры. В тот же срок в России должно появиться не менее 9 тыс. зарядных станций.
В пресс-службе Минпромторга сообщили РБК, что целью программы служит «определение ключевых направлений государственной политики в сфере развития производства и использования на территории Российской Федерации электро- и водородных транспортных средств». В ней установлены целевые показатели перехода на «зеленый» транспорт, в том числе:
- запуск производства ячеек для тяговых аккумуляторных батарей;
- запуск производства катодных и анодных материалов;
- ввод в эксплуатацию не менее 72 тыс. зарядных станций, в том числе не менее 28 тыс. быстрых;
- ввод в эксплуатацию не менее 1 тыс. водородных заправок;
- создание не менее 39 тыс. высокопроизводительных рабочих мест во всей технологической цепочке производства.
В мае «Коммерсантъ» сообщил, что стоимость концепции развития электротранспорта в России до 2030 года выросла в цене почти вдвое. Совокупная стоимость программы составила 803,7 млрд руб., хотя еще за месяц до этого в Минэкономразвития просили 418 млрд. Она предполагает выпуск на российский рынок в 2022 году 3 тыс. электромобилей от липецкого завода «Моторинвест», к массовому производству должны также подключиться АвтоВАЗ и другие производители.
В Минэкономразвития ранее прогнозировали, что к 2030 году доля электрокаров на рынке составит 15%. В 2020-м в России доля продаж электрокаров была только 0,1%. Стимулировать переход на «зеленый» транспорт власти страны рассчитывают в том числе с помощью административных мер. В апреле глава Минпромторга Денис Мантуров сообщил, что к 2030 году в России может быть установлена обязательная доля продаж таких автомобилей.
По данным BCG, в прошлом году, в период пандемии COVID-19, доля мирового рынка электромобилей увеличилась до 12% (годом ранее она составила 8%). В 2025-м на долю автомобилей с нулевым выбросом углекислого газа, включая работающие на топливных элементах, придется 47% новых машин, продаваемых по всему миру, утверждают аналитики.
По оценкам аналитического агентства «Автостат», по состоянию на 1 января 2021 года в России было зарегистрировано 10,8 тыс. электромобилей, по сравнению с предыдущим годом их парк вырос на 71%. Большинство (83%) электромобилей пришлось на Nissan Leaf, более 6% — на Tesla, около 4% — на Mitsubishi i-MiEV.
Наиболее строго к стратегии развития электротранспорта подходят в Европе: в рамках углеродной политики Евросоза предполагается, что к 2025 году производимые автомобилями с двигателем внутреннего сгорания выбросы сократятся на 15%, а к 2030-му — на 55%. К 2035 году в Европе вообще должны запретить такого рода вредные выбросы, что фактически будет означать запрет на продажу новых автомобилей с дизельными и бензиновыми двигателями.