Рынок антивирусов в РФ еще не затронут кризисом
В свою очередь, основной антивирусного бизнеса являются сами вирусы (многие убеждены, что антивирусные компании сами их и создают). А количество вредоносных программ растет в последнее время колоссальными темпами. "За несколько месяцев 2008г. антивирусные базы пополнились таким количеством новых образцов, сколько за все время существования нашего антивируса", – беспокоится С.Земков.
Конкуренция на этом рынке чрезвычайно высока - в России сегодня представлены все более или менее известные мировые компании, предлагающие антивирусный продукт. Но так как для "Лаборатории Касперского" Россия – домашний рынок, по данным anti-malware.ru, компания занимает здесь долю в 47%. На долю "Symantec" (США) приходится 19%, у "Eset" (Словакия) – 14%, "Trend Micro" (Япония) – 7%, "Доктор Веб" (Россия) также 7% и замыкает шестерку "McAfee" (США) с 3%. Рынок персональных пользователей и корпоративных клиентов в России делится в пропорции 50 на 50%, отмечают эксперты.
При этом российский продукт побеждает не только на домашнем рынке: к чести "Касперского", в Германии на рынке персональных пользователей лаборатория имеет 55% и близкие цифры в других странах Европы. Но как и в Европе или в США и КНР, в России главный враг антивирусных компаний не столько вирусы, сколько пираты. И, по словам С.Земкова, "есть производители, которые пиратство делают частью своей стратегии продвижения".
Причем особенно пираты "полезны" малому и среднему бизнесу, соглашаются в компаниях-производителях антивирусов.
Тем не менее активность правоохранительных органов (проверки лицензий) и рост благосостояния граждан (антивирусная программа стоит около 1000 рублей) приносят свои плоды. По данным аналитиков, если в 2003г. на незаконно распространяемое ПО приходилось 87%, в 2007г. – уже 73%.
По данным исследовательской компании IDC, Россия в 2007г. покинула список из 20 стран с самым высоким уровнем пиратства, среди которых Армения, Вьетнам, Пакистан, Украина, Алжир и Китай. Но потери производителей ПО в России от использования пиратской продукции продолжают расти – в 2008г. они составили 4 миллиарда долларов, отмечают в Ассоциации производителей ПО (BSA). Впрочем, это несопоставимо с ущербом от пиратской деятельности, который испытывает Франция, не говоря о КНР или США.
"Снижение уровня пиратства на 14% за 4 года – очень серьезный показатель, – говорит С.Земков. – Более того, 7% из них пришлось на 2007г. Все компании-разработчики ПО констатировали высочайшие темпы роста продаж своих решений". Действует нехитрая формула: снижение пиратства на 1% в среднем генерирует двукратный прирост в продажах, отмечают участники рынка.
Идти по пути снижения цен, как производители DVD-фильмов или mp-3-музыки, производители антивирусов не хотят. "Антивирусный продукт – это сервис прежде всего. Это обновления антивирусных баз (24 раза в сутки, а иногда чаще), – говорит в завершение программы "Сфера интересов" на РБК-ТВ С.Земков. – И, соответственно, выпуск срочных обновлений антивирусных баз требует круглосуточной работы достаточно большого количества людей. В нашей компании - более 1 тысячи человек по всему миру. Необходимы и технологические мощности – сервера в разных точках планеты".
Если темпы сокращения компьютерного пиратства сохранятся на уровне 3-5% в год, это создаст более 12 тысяч дополнительных рабочих мест и принесет российской казне около 360 млн долларов, подсчитали эксперты. "Кадры остаются в России и не уезжают за границу, – подчеркивает С.Земков. – Активно привлекаем кадры из ближнего зарубежья, для чего существуют специальные процедуры".
Отметим, что к концу 2008г. "Лаборатория Касперского" приблизится к отметке 20 млн записей вредоносных программ. Всплесков активности хакеров в ближайшее время не предвидится: обычно они связаны с выборами, когда особенно часто рассылаются всевозможные СПАМ-письма с голосованиями и т.п.