Россию обвинили в попустительстве международной коррупции
Transparency International (TI) десятый год подряд оценивает, как страны, подписавшие антикоррупционную конвенцию ОЭСР, применяют ее на практике. ОЭСР и TI верят, что этот документ является одним из ключевых инструментов борьбы с коррупцией в международных коммерческих сделках, поскольку на государства, ратифицировавшие конвенцию (их 41), приходится две трети мирового экспорта и почти 90% исходящих прямых инвестиций.
Конвенция требует от каждой страны-участницы признать подкуп иностранных должностных лиц уголовно наказуемым деянием. Россия присоединилась к конвенции в 2012 году, что тогда расценивалось как важный этап на пути к полноправному членству в ОЭСР. Но в марте 2014 года ОЭСР приостановила переговоры о вступлении России в организацию из-за крымского кризиса.
Россия почти не предпринимает действий по предотвращению подкупа иностранных должностных лиц, говорится в новом отчете TI. Организация делает скидку на то, что РФ присоединилась к конвенции только в 2012 году, но упрекает Москву в отсутствии какого-либо прогресса за прошедший год.
Впрочем, Россия – далеко не единственная страна, для которой Конвенция по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц пока не является руководством к действию. В категорию стран, которые «выполняют мало или практически не выполняют» обязательств по конвенции, входит еще 21 государство, включая Японию, Южную Корею, Бразилию, Испанию, Турцию. Сюда же попали Нидерланды, Бельгия и Дания, которые традиционно воспринимаются как «чистоплотные» европейские страны. В общей сложности на эти 22 страны приходится 27% глобального экспорта.
TI подчеркивает, что подкуп иностранных должностных лиц – не абстрактный феномен: это и контракты, которые достаются менее квалифицированным поставщикам, и завышенные цены, покрывающие откаты, и увод прибыли из-под налогообложения. Новый глава Transparency Хосе Угас призывает «лидирующие страны-экспортеры начать активно применять положения Конвенции» – тогда и другие страны будут вынуждены подчиняться ее требованиям. «К сожалению, мы далеки от конечного результата, а это означает, что международная торговля, свободная от коррупции, – пока далекий от реальности идеал», – констатирует он.
Рекомендации Москве
Россия не проводит расследований подобных нарушений, в отличие, например, от лидера рейтинга – США, где в 2013 году было инициировано 24 дела о коррупции за рубежом. TI призывает Россию обеспечить государственный и общественный контроль всех правовых нововведений в области антикоррупционного законодательства. Необходимо распространить ответственность за коррупционные правонарушения на юридические лица и вообще преследовать любое лицо, замешанное в подкупе иностранных чиновников, как этого требует 5-я статья Конвенции ОЭСР, вне зависимости от того, угрожает ли это национальным экономическим интересам и взаимоотношениям стран.
Эта статья, как отмечает TI, часто вступает в конфликт с понятием «национальных интересов России», на основании чего власти отказываются от проведения антикоррупционных расследований. России также следует раскрывать больше информации о расследованиях по фактам подкупа иностранных чиновников. Российское отделение Transparency в связи с этим напоминает о «деле Daimler» и «деле HP», которые находятся в производстве с 2010 года и по которым не видно прогресса.
«Российские правоохранительные органы уже четвертый год расследуют «дело Daimler». Как следует из ответа СК РФ, по возбужденному делу идет предварительное расследование, детали которого не могут стать достоянием общественности в силу статьи 161 Уголовно-процессуального кодекса», – отмечает главный юрист российского центра Transparency Денис Примаков. Он напоминает, что по преступлениям средней тяжести срок давности по российскому законодательству равен шести годам. «Другими словами, российские компетентные органы, потянув еще год–два, смогут спокойно закрыть «дело Daimler» в РФ, не привлекая никого к ответственности», – говорит Примаков.
Другим серьезным недостатком российского законодательства, по мнению TI, является отсутствие механизма подачи жалоб на коррупционные инциденты и эффективной защиты информаторов (whistleblowers). В России защита лиц, информирующих о преступлениях (в том виде, в каком она существует на Западе), отсутствует вообще, указывает организация.
Наконец, Россия должна обеспечить правосудие на территории своей страны в тех случаях, когда выдавать коррупционеров она отказывается.
Отличники все те же
На сегодняшний день только четыре страны (США, Германия, Великобритания и Швейцария) из 41 активно исполняют требования Конвенции, в частности преследуя компании, которые подкупают иностранных должностных лиц, чтобы получить контракты, лицензии и концессии. Эта же четверка была образцовой и в прошлогоднем исследовании. Еще пять стран – Италия, Канада, Австралия, Австрия и Финляндия – применяют положения конвенции «в умеренной степени».
На США, Германию, Великобританию и Швейцарию в отчете Transparency приходится 255 дел, которые закончились судебным приговором, и 57 дел, находящихся в производстве (за период с 2010 по 2013 годы).
Канада и Новая Зеландия показали улучшение в законодательной и в правоприменительной сферах. Изменением в худшую сторону отличились Болгария и Дания.
В качестве примера эффективного применения Конвенции Transparency приводит расследование швейцарской прокуратуры в отношении шведской «дочки» немецкого концерна Siemens, которая была «поймана» на взятке «топ-менеджерам российской газовой госкомпании». Взятка позволила Siemens Industrial Turbomachinery получить контракт на поставку газовых турбин для строительства газопровода «Ямал – Европа», а в ноябре 2013 года компанию оштрафовали на $11 млн. По мнению TI, это яркий пример приумножения коррупции в и без того «крайне коррумпированной стране» [имеется в виду Россия].
В начале сентября 2014 года антикоррупционное дело против Siemens Industrial Turbomachinery получило продолжение: швейцарская прокуратура заявила о намерении до конца года предъявить по нему обвинение четырем людям, а швейцарская пресса писала, что трое из них – действующие менеджеры «Газпрома», один уже не работает в компании. «Газпром» официально не упоминался ни в одном из сообщений швейцарской прокуратуры.
Согласно другому, широко известному исследованию TI – «Индекс восприятия коррупции» (Corruption Perception Index), Россия является одной из самых коррумпированных стран мира. Она занимает 127-е место в рейтинге (из 175) – на одной ступени с Пакистаном, Никарагуа и Азербайджаном.