Доходное место
Правительство обязало топ-менеджеров госкомпаний раскрыть сведения о своих доходах на корпоративных сайтах. В «Роснефти» уже заявили, что до конца следующего года раскрывать доходы топ-менеджеров не собираются.
Постановление было подписано 18 декабря. В тот день в ходе традиционной пресс-конференции президент Владимир Путин сказал, что сам не знает, сколько получает глава «Роснефти» Игорь Сечин. «Не знаю, но знаю, что сотрудники крупных наших компаний получают очень солидные деньги», – заявил глава государства.
В числе тех, кого постановление правительства обязывает раскрыть свои доходы в сети интернет, – помимо президента «Роснефти» президент РЖД Владимир Якунин и глава правления «Газпрома» Алексей Миллер.
Всего в перечень, утвержденный еще в октябре 2013 года, входят руководители более чем 60 организаций. В их числе «Транснефть», «Зарубежнефть», «Аэрофлот – российские авиалинии», «Роснефтегаз», «Почта России».
В июле 2013 года президент своим указом «Вопросы противодействия коррупции» обязал раскрывать информацию о доходах отдельных категорий россиян. В частности, указом было установлено, что госкорпорации и госкомпании, созданные на основании федеральных законов, обязаны размещать сведения о доходах, расходах и имуществе своих руководителей на официальных сайтах, а также предоставлять эти данные общероссийским СМИ.
Тогда же премьер-министр выпустил постановление, в котором обязал руководящих работников 29 российских госкомпаний публиковать сведения о своих доходах и имуществе. В октябре того же года список был расширен до 63 компаний, и в него была включена в том числе и «Роснефть». В начале мая 2014 года в этот список были добавлены ВТБ, Сбербанк и Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства.
Однако несколько компаний нашли основания для того, чтобы избежать необходимости публиковать такие данные. В июне этого года «Роснефть» заявила, что не будет публиковать декларации о доходах Игоря Сечина, а также прочих топ-менеджеров и членов их семей. Газете «Ведомости» представители компании тогда заявили, что требования президентского указа распространяются только «на государственные компании (корпорации) и иные организации, созданные федеральными законами», а «Роснефть» к ним не относится.
Президент РЖД Владимир Якунин в своем блоге в ЖЖ написал, что озвучивать такие сведения прилюдно – «уже перебор». Якунин информацию о своих доходах отправил в Белый дом, рассказал РБК источник в правительстве. Но раскрывать чужую информацию, которую невозможно проверить, у правительства нет юридической возможности, отметил он. Отсюда и родилась идея указать госкомпаниям источник, где бы они могли раскрывать эту информацию, не ставя правительство в неудобное положение, уточнил чиновник.
Также не обнародована информация о доходах топ-менеджмента «Газпрома». Топ-менеджеры «Транснефти», «Россетей», ФСК ЕЭС, «Зарубежнефти», «Совкомфлота», ОАК и «Ростелекома» не стали скрывать от широкого круга лиц информацию о доходах руководителей.
В 2012 году премьер-министр Дмитрий Медведев также обязывал раскрывать такую информацию руководителей 63 компаний и учреждений, а также их заместителей. Все госкомпании до 30 апреля также забрасывали Белый дом отчетными данными, но не публиковали их, рассказал чиновник правительства. Публикации на сайтах госкомпаний начались только после разъяснительной телеграммы от руководителя аппарата правительства Сергея Приходько.
Комментируя новое постановление, вице-президент по связям с общественностью «Роснефти» Михаил Леонтьев заявил РБК, что компания не собирается раскрывать доходы своих топ-менеджеров до конца будущего года. «По итогам следующего года будем принимать решение о раскрытии доходов первых лиц компании. По этому году никто ничего не требовал. Год кончится – посмотрим», – сказал он.
«РЖД всегда выполняют поручения правительства», – сказал РБК представитель компании. Однако он не стал комментировать, будет ли глава монополии Владимир Якунин публиковать свою декларацию о доходах на сайте. Источник РБК в РЖД сказал, что постановление правительства нужно внимательно изучить и уже потом делать какие-то выводы. Представитель «Газпрома» не ответил на запрос РБК.
При участии Артема Филипенка,
Петра Нетребы