Студенты назвали самых привлекательных работодателей
«Яндекс», Google, Apple, «Газпром» и Сбербанк являются лучшими компаниями-работодателями в глазах студентов российских вузов. Опрос провела компания по найму молодых специалистов FutureToday, его результаты есть у РБК.
Лидер рейтинга «Яндекс» привлекает 29,5% участников опроса, Google — 26,7%. Apple считают местом работы мечты 20% респондентов. «Газпром» и Сбербанк набрали 14,5% и 10,2% соответственно.
По сравнению с прошлым годом первая пятерка самых привлекательных работодателей не изменилась, тогда в нее также входили «Яндекс», Google, Apple, «Газпром» и Сбербанк.
Однако в этом году значительно выросла популярность банка «Тинькофф»: сейчас он занимает шестое место рейтинга с 8,9%, уступая Сбербанку (10,2%). Для сравнения, пять лет назад «Тинькофф» занимал только 42-ю строку рейтинга. Эксперты FutureToday считают, что в следующем году «Тинькофф» может потеснить кого-то из нынешних лидеров.
В топ-10 также вошли BMW (7,7%), VK (ранее Mail.ru Group, 7,2%) «Газпром нефть» (6,9%) и Microsoft. (6,5%).
Опрос проводили среди студентов выпускного и предвыпускного курсов топовых российских вузов, по данным рейтингового агентства «Эксперт».
После этого в каждом вузе выбирают самые востребованные факультеты таким образом, чтобы их численность была не менее 50% численности студентов всего вуза, и опрашивают не менее 15% от их числа, следует из методики опроса.
Всего в этом году в опросе приняли участие более 21,5 тыс. студентов, которые закончат обучение в 2022–2023 годах.
Значительно выросла по сравнению с прошлым годом популярность компании Ozon: с 60-го места в прошлом году компания поднялась на 13-е место. Авторы рейтинга связывают это с «активной работой с молодежью», а также с общим ростом сегмента электронной торговли из-за пандемии COVID-19.
Есть в рейтинге компании, на привлекательность которых пандемия повлияла негативно. Так, «Аэрофлот», который регулярно входит в топ-15 привлекательных работодателей, в этом году опустился на 30-е место в рейтинге.
FutureToday также составил рейтинг «Лучшие в своей целевой аудитории», в котором наиболее привлекательных работодателей определяли не все студенты, а только те, кто учится на подходящих для каждой компании факультетах. Лидерами этого рейтинга стали «Росатом», «Газпром нефть» «Сибур», VK и консалтинговая компания KPMG.
Похожие результаты ранее получила компания Universum, которая специализируется на брендинге работодателей и консультирует компании по вопросам подходов к привлечению и удержанию талантов. В октябре 2021 года компания опубликовала исследование, согласно которому ИТ-компании Google и «Яндекс» и фармкомпания Pfizer обошли сырьевые компании и госструктуры в рейтинге самых привлекательных работодателей России.
При этом годом ранее вместе с Google в тройке лидеров рейтинга привлекательных с точки зрения профессионалов работодателей были «Газпром» и Минздрав.
Чего студенты ждут от работодателей
Авторы исследования также изучили ожидания будущих выпускников, и выяснили, что по всей стране выросла средняя ожидаемая заработная плата во время обучения и после окончания учебы. Так, во время учебы студенты хотят получать в среднем 51 463 руб. (+8% по сравнению с прошлым годом), а после окончания учебы 67 220 руб. (+10%).
При этом быстрее всего растут зарплатные ожидания в регионах. Эксперты связывают это с тем, что выросла активность работодателей в регионах, а также с выравниваем зарплат из-за удаленки.
Для студентов важны гибкий график, баланс личной жизни и работы, возможность для роста и развития, дружный коллектив и стабильность работодателя.
Важность гибкого графика работы, который большинство студентов назвали главным фактором выбора работодателя, выросла за год с 44% до 49%. В то же время эксперты отмечают, что студенты понимают под гибким графиком разные возможности — работу из любой локации (23%), возможность выбирать рабочие дни на неделе (22%), гибкие начало и конец рабочего дня (20,7%), неполный рабочий день (13,8%) и т.п. В целом молодые специалисты также положительно оценивают возможность полностью удаленной работы. Две трети респондентов считают, что это «однозначно хорошо» (21%) или «скорее хорошо» (46%).
Также авторы исследования отмечают, что из-за удаленки работодатели получили возможность доучивать студентов важным навыкам еще во время учебы, не нанимая их на работу. Согласно опросу, 69% студентов проходили те или иные образовательные курсы в дополнение к учебе в течение последнего года, из них 24% учились на курсах, разработанных работодателями для подготовки и найма молодых специалистов.