Урок вежливости
Крымская кампания и «русская весна» привели к спаду националистических настроений россиян, показывает новый опрос ВЦИОМ. Опрос не означает возврата к интернационализму, а демонстрирует противоречивость сознания россиян, готовых одновременно и обличать украинцев, и считать Украину братской страной, указывает политолог.
Большинство россиян — 57% — считают, что Россия должна быть многонациональным государством, объединяющим разные народы, гласят результаты проведенного в начале мая опроса ВЦИОМ. Еще полгода назад, в ноябре 2013 года, эту позицию поддерживали 44% опрошенных, а более популярной была точка зрения, что Россия в первую очередь для русских, которые должны объединиться для защиты своих национальных интересов (50% в ноябре 2013 года, 38% — в мае 2014-го). Смена тренда происходит на фоне украинских событий, которые подняли значимость межнационального мира, указывает руководитель управления политических исследований ВЦИОМ Степан Львов.
Все народы России должны обладать равными правами, считают 57% опрошенных социологами в апреле. Россия — многонациональная страна, но нужно поддерживать национальные меньшинства и предоставить им больше прав, считают еще 6%. Уровень поддержки тезиса о равноправии народов близок к показателю 2006 года, когда в поддержку этого варианта высказывались 61% респондентов (вариант о поддержке нацменьшинств появился в вопросе только в 2014 году).
У показателей 2006 года два объяснения, говорит Львов. Во-первых, опрос проводился после событий в Кондопоге, когда из-за убийства двух человек местные жители устроили погромы против выходцев с Кавказа, после чего с помощью телевидения в массы транслировался тезис о необходимости межнационального спокойствия. Во-вторых, в «тучные» годы люди в меньшей степени склонны обвинять в своих неудачах внешние факторы, говорит он.
Опрос показывает возвращение к культурной традиции, которая базируется на взаимной терпимости, а стремление к моноэтничности — большая редкость, считает председатель комиссии Общественной палаты по вопросам развития гражданского общества Иосиф Дискин. По его словам, симпатии к национализму 2009—2013 годов связаны с принятием антимигрантского законодательства, а сейчас общество возвращается к норме.
Опрос не демонстрирует возврат к интернационализму, а скорее, показывает шизофреничность массового сознания, возражает политолог Константин Калачев, если одновременно с вопросом о многонациональном государстве у россиян спросить, согласны ли они на ограничение въезда представителей других национальностей в их регион, так тоже ответит большинство. Подобные опросы показывают, что массы одновременно и за тезис «Россия для русских», и за возвращение СССР с его дружбой народов; большинство может одновременно и обличать украинцев, и считать Украину братской страной, считает он.
Если не произойдет равнозначимых событий, украинский кризис еще долго будет центральной темой в общественном пространстве, и тренд на снижение националистических настроений будет долгосрочным, говорит Львов. Никаких особых изменений на самом деле не произошло, возражает Калачев, опрос необходим для пропаганды и в большей степени показывает, как работает механизм присоединения к большинству.