В МВД назвали шесть основных видов телефонного мошенничества
МВД перечислило шесть самых популярных видов мошенничества по телефону в России, сообщил ТАСС.
На первом месте находится обман с сообщением о родственнике, который попал в беду. Затем в разговор вступает якобы сотрудник правоохранительных органов, который предлагает решить вопрос за определенную сумму денег, которая может варьироваться от 1 тыс. руб. до $30 тыс. «Мошенники стараются запугать потерпевшего, не дать опомниться, поэтому ведут непрерывный разговор с ним вплоть до получения денег», — сказали в МВД. В полиции в таких ситуациях посоветовали прервать разговор и перезвонить человеку, который якобы попал в беду.
Второй по популярности вид мошенничества — телефонный номер-грабитель, когда человеку на телефон приходит СМС-сообщение с просьбой перезвонить на указанный номер. «Просьба может быть обоснована любой причиной — помощь другу, изменение тарифов связи, проблемы со связью или с банковской картой», — отметили в МВД. После того как жертва перезванивает, ее держат на линии, и за это время со счета списываются крупные суммы, предупредили в полиции. Чтобы избежать такой ситуации, в ведомстве рекомендовали не звонить по незнакомым номерам.
На следующей строчке оказались телефонные вирусы, когда абоненты присылают сообщение с просьбой перейти по ссылке, после чего происходит списание денег. Помимо этого, сообщения могут приходить при заказе какой-либо услуги через якобы мобильного оператора или при скачивании мобильного контента с просьбой отправить для подтверждения определенную цифру.
Четвертое место занял «выигрыш в лотерее». Человеку звонит якобы ведущий популярной радиостанции и поздравляет его с выигрышем в лотерее, организованной радиостанцией и мобильным оператором. Когда жертва перезванивает, сотрудник «призового отдела» говорит, что для получения приза нужно предоставить реквизиты карты и заплатить налог на доходы физлиц. Чтобы избежать обмана, в МВД посоветовали не сообщать никому данные банковской карты.
Еще одна схема мошенничества, распространенная в России, — код от оператора связи. Человеку поступает звонок или приходит СМС-сообщение якобы от техподдержки оператора связи, в котором ему предлагают подключить новую эксклюзивную услугу для улучшения качества связи или для защиты от спам-рассылки, или поучаствовать в акции от сотового оператора. Абоненту предлагают под диктовку набрать код или сообщение, которое подключит новую услугу, однако на самом деле этот код является комбинацией для мобильного перевода денег со счета жертвы на счет злоумышленников, отметили в МВД. Чтобы не попасть в такую ситуацию, в ведомстве рекомендовали перезвонить своему оператору по горячей линии или изучить соответствующую информацию на его официальном сайте.
Шестым видом телефонного мошенничества оказалось СМС-просьба о помощи. «Абонент получает на мобильный телефон сообщение: «У меня проблемы, кинь 900 руб. на этот номер. Мне не звони, перезвоню сам». Чаще всего на такой вид мошенничества попадаются пожилые люди, дети и подростки, отметили в МВД.
Телефонные мошенники резко увеличили число звонков банковским клиентам под видом представителей правоохранительных органов, государственных структур, а также финансовых регуляторов, рассказали РБК в «Лаборатории Касперского». По ее данным, число таких звонков в апреле этого года увеличилось в четыре раза по сравнению с декабрем 2020 года — февралем 2021 года.
«Вероятно, мошенники стали замечать, что звонки от лица службы безопасности уже не вызывают доверия, тогда как со звонками от правоохранительных органов население сталкивается нечасто — как с реальными, так и с мошенническими», — отметил в разговоре с РБК директор блока экспертных сервисов BI.ZONE Евгений Волошин. Помимо этого, многие начинают волноваться, если им звонят из полиции, что также играет на руку сценарию злоумышленников, добавил он.