Перейти к основному контенту
Общество ,  
0 

Сергей Галицкий приоткрывает браузер

Фото: ИТАР-ТАСС
Фото: ИТАР-ТАСС

Крупнейший российский продуктовый ретейлер «Магнит» работает над созданием собственного интернет-магазина, хотя основатель сети Сергей Галицкий не верит в эффективность онлайн-торговли продуктами. В прошлом году россияне потратили в Интернете на продукты 13 млрд руб. — это примерно в 4 раза меньше месячной выручки «Магнита».

Чтобы не опоздать

«Я не верю в Интернет в области ежедневных покупок питания в массовом количестве, — заявил Сергей Галицкий вчера в ходе телефонной конференции, посвященной результатам компании во втором квартале и первом полугодии 2014 года. — Но мы начали что‑то делать в этом направлении, чтобы, если что, не опоздать на большие продажи». Сергей Галицкий пояснил РБК, что пока рано говорить о чем‑то конкретном. «Мы смотрим рынок и делаем маленькие шаги», — говорит бизнесмен.

Сложность работы в онлайне Галицкий объясняет тем, что потребители, привыкшие к покупкам в обычных магазинах у дома, будут заказывать продукты к концу рабочего дня — на 6–7 часов вечера. А доставлять всем в одно время невозможно, считает он. «Ваш ужин придется передвинуть ближе к 12 часам ночи», — шутит Галицкий. Но даже если компания найдет решение проблемы с интервалами доставки, ее себестоимость будет весьма заметной для потребителя, уверен бизнесмен.

«Это забава для тех, кто ходит в супермаркеты. Вот эти ребята могут заказывать [продукты в Интернете. — РБК]», — заключил основатель краснодарской сети.

На быстрорастущем российском рынке онлайн-продаж очень мало игроков, решившихся торговать продовольственными товарами. По данным компании InSales, в 2013 году суммарный оборот интернет-магазинов вырос по сравнению с предыдущим годом на 34%, до 470 млрд руб. Основные продажи делают онлайн-торговцы, специализирующиеся на электронике и бытовой технике, автозапчастях и мобильных телефонах. На продажу продуктов в онлайне приходится незначительная доля: в 2013 году совокупная выручка онлайн-магазинов, специализирующихся на продовольственных товарах, составила 13 млрд руб.

Для сравнения, выручка «Магнита» всего за один месяц работы более чем в четыре раза превосходит эту цифру. По данным неаудированной отчетности компании по МСФО, во втором квартале 2014 года выручка ретейлера составила 163,99 млрд руб.

В начале 2014 года «Магнит» опрашивал потребителей об использовании интернет-магазинов и искал менеджера по интернет-маркетингу, который должен был бы заниматься «маркетинговыми акциями в канале онлайн-продаж». Топ-менеджер одной из крупных продовольственных компаний знает, что в прошлом году команда «Магнита» обдумывала возможность доставки продукции из сети дрогери «Магнит-Косметик». Однако, по его словам, серьезно специалистов в интернет-продажах компания не искала. «Вроде бы они решили делать все своими силами», —говорит собеседник РБК.

Решится ли сеть в ближайшие годы попробовать начать онлайн-продажи продовольственных категорий товаров, неизвестно, но выход на этот рынок крупного игрока отрасль ждет давно. «Как бы странно не звучало, но, если «Магнит» или какой‑то другой крупный ретейлер вышел бы в онлайн, нам бы это даже помогло», — говорит руководитель отдела по связям с общественностью «Утконоса» Наталья Аристова. По ее мнению, крупный игрок привлечет внимание к самой услуге, кроме того, другим компаниям будет легче отстаивать свои права в спорах с регуляторами.

Все хотят в онлайн

Практика «Утконоса» подтверждает слова Сергея Галицкого об интервалах доставки. У онлайн-магазина трехчасовые интервалы доставки, самое пиковое время с 6 до 11 вечера, говорит Аристова. Однако отмечает, что ретейлеру удается держать интервалы. «У нас очень много покупателей среди домохозяек, которые заказывают продукты и сопутствующие товары на дневное время». Компания планирует запустить эксперимент по дифференцированной доставке: в час пик она будет стоить 249 руб., в остальные интервалы — 149 руб.

Интерес к онлайну проявляют практически все крупные продуктовые ретейлеры. С прошлого года Auchan запустил в тестовом режиме свой интернет-магазин. Пока компания не раскрывает ни результатов, ни планов по развитию этого направления. С ноября 2013 года германская Metro С&C начала осваивать Интернет, выведя свой магазин из тестового режима. Онлайн-магазин компании предназначен в основном для офисов компаний: в ассортименте — специфические позиции, канцелярские товары, средства для уборки, бумажная продукция и прочее.

Развивает свой интернет-магазин под брендом E5 и X5 Retail Group. По данным отчетности компании, в 2013 году интернет-магазин генерировал 0,3% от всей выручки компании. В онлайне второй крупнейший игрок российской розницы торгует товарами в основном категории non-food.

Продуктовый интернет-магазин развивает «Азбука Вкуса». По словам пресс-секретаря компании Андрея Голубкова, в 2013 году доля онлайна в выручке составила 2%. Выручка компании без НДС за тот же период составила 32,5 млрд руб. В планах «Азбуки» — нарастить долю онлайн-продаж до 5%. Четкого горизонта по достижению этой цели ретейлер не ставит.

О сложности онлайн-торговли продуктами говорит и уход с рынка заметного игрока Yonamart: магазин закрылся в ноябре 2013 года. Испытывает проблемы и «Утконос», несмотря на долгую историю, компания до сих пор убыточна. Ее дотирует основной владелец «Северстали» Алексей Мордашов. Как говорит глава одного крупного интернет-магазина: «Открывать онлайн-магазин, торгующий продуктами, не имея традиционной розницы, — это самоубийство». Цена входа на этот рынок невысока, но продвижение и поддержка спроса потребуют сотен миллионов долларов.

Комментируя сильные результаты группы в апреле — июне, Галицкий повысил прогноз по росту выручки за 2014 год. Выручка может вырасти на 26–29%, предыдущий прогноз предполагал рост на 22–24%. Основатель «Магнита» также поднял прогноз по рентабельности EBITDA: по итогам года ее рост составит 10,6–10,9 вместо 10,5%.

По данным неаудированной отчетности компании по МСФО, во втором квартале 2014 года чистая прибыль «Магнита» увеличилась на 48,65%, до 12,47 млрд руб. За те же месяцы выручка ретейлера увеличилась на 25%, до 163,99 млрд руб. В первом полугодии чистая прибыль сети выросла на 33,78%, до 19,46 млрд руб.

«Наслаждайтесь», — приводится комментарий Галицкого в сообщении компании. Позднее на конференции он сообщил, что видит «усиление мощи крупных сетей на рынке». «И даже на этом фоне мы выглядим достаточно хорошо. Главный фактор, потому что мы —«Магнит», — говорит Сергей Галицкий.

На конец первого полугодия 2014 года сеть «Магнит» насчитывала 8618 магазинов. С начала года сеть расширилась на 525 новых магазина (414 магазинов «у дома», 8 гипермаркетов, 11 магазинов «Магнит семейный» и 92 магазина косметики).

 

Авторы
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.


 

Лента новостей
Курс евро на 28 декабря
EUR ЦБ: 105,95 (+2,65)
Инвестиции, 27 дек, 19:15
Курс доллара на 28 декабря
USD ЦБ: 100,53 (+1,3)
Инвестиции, 27 дек, 19:15
Участник «Времени героев» Шляпников стал замглавы Калужской областиПолитика, 14:37
Почему Индия планирует отказаться от нефти уже через 15 летОтрасли, 14:37
Карлсен после скандала с джинсами на ЧМ пришел на интервью в шортахСпорт, 14:36
Как организовать добычу без участия людейОтрасли, 14:32
Покровск в ДНР остался полностью без светаПолитика, 14:24
Мерц заявил о необходимости согласовать с Москвой миротворцев на УкраинеПолитика, 14:19
Ефимов сообщил о возведении 150 тыс. кв. м нежилой недвижимости в САОГород, 14:17
Как пить красиво и осознанно
Новый интенсив РБК Pro об алкоголе
Подробнее
Какие станции метро открылись в Москве в 2024 годуНедвижимость, 14:15
ЦБ оценил, когда инфляция в России достигнет пикаФинансы, 14:12
От шелка до солнечных панелей: как Китай перепридумал свою экономикуРБК и ВТБ, 14:10
Какие авиакомпании приостановили полеты в некоторые города РоссииБизнес, 14:10
В Италии поставили рекорд по производству просеккоВино, 14:09
Промышленная революция: как майнинг в России вышел на новый этап развитияКрипто, 14:07
Как изменился российский рынок криптовалют и майнинга. Итоги 2024 годаКрипто, 14:06