ФАС потребовала отстранить Троценко от строительства аэропорта в Иркутске
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) потребовала расторгнуть соглашение между властями Иркутской области и структурами бизнесмена Романа Троценко «Новапорт» и AEON по модернизации местного аэропорта. Выбор инвестора для строительства нового терминала прошел с нарушениями — без проведения конкурентных процедур, говорится в сообщении ФАС.
«Антимонопольное ведомство дважды направляло предупреждения о возможном нарушении антимонопольного законодательства в адрес правительства региона и губернатора Иркутской области [Сергей Левченко], однако оба предупредительных документа были проигнорированы», — сказано в сообщении. В результате ФАС возбудила дело.
В пресс-службе ФАС уточнили РБК, что выбор нового инвестора не повлияет на сроки модернизации аэропорта Иркутска. РБК направил запросы в «Новапорт» и администрацию губернатора Иркутской области.
Кроме того, соглашение было заключено с «Рампорт Аэро» («дочка» «Ростеха» и оператор аэропорта Жуковский), «Системой управления», «Терминалом Иркутск», «Международным Аэропортом Иркутск» и «Аэропортом Толмачево». Им также выданы предписания о прекращении соглашения. Глава «Ростеха» Сергей Чемезов рассказывал в интервью газете «Ведомости», что госкорпорация планировала получить 25% в проекте, 75% должно было быть у компании «Системы управления», которую он называл структурой «Новапорта».
Аэропорт Иркутска был передан из федеральной собственности в областную еще в 2015 году (это один из немногих крупных аэропортов, до сих пор принадлежащих государству). 100% акций было передано для привлечения частных инвестиций на реконструкцию терминала, а в дальнейшем на строительство нового аэропорта за пределами города. Область должна была найти инвестора на условиях государственно-частного партнерства через конкурс. Интерес к проекту проявляли «Новапорт» Троценко, «Аэропорты регионов» Виктора Вексельберга и «Базэл Аэро» (входит в «Базовый элемент» Олега Дерипаски).
Однако конкурс не состоялся. В мае пресс-служба губернатора Иркутской области объявила, что новый терминал в аэропорту будут строить сам «Международный аэропорт Иркутск» (принадлежит области), а также «Рампорт аэро» и «Новапорт». Новый терминал площадью 30–40 тыс. кв. м планировалось построить за два года, стоимость проекта — 7 млрд руб. Новый терминал рассчитан на обслуживание 3,8 млн пассажиров в год. В июне ФАС вынесла предварительное заключение по делу. «Без каких-либо конкурсных процедур были даны достаточно большие преференции [компаниям] на строительство аэропорта в Иркутске», — говорил заместитель руководителя службы Андрей Цариковский.