Участники медиарынка против ограничения доли иностранцев в российских СМИ
Документ ограничивает максимально возможную долю иностранного участия во всех российских СМИ 20%. Сейчас иностранцы не могут учреждать в России лишь теле- и радиоканалы. За принятие документа проголосовали 434 депутата, один против, воздержавшихся нет.
Поправки в закон «О СМИ» затрагивают четырех эфирных вещателей (СТС, «Домашний», «Перец» и Disney), русскоязычные версии западных телеканалов, распространяющихся через кабельные сети (Discovery, TV 1000, Eurosport, Cartoon Networks и др.), а также крупнейшие издательские дома (Burda, Hearst Shkulev Media, Sanoma Independent Media, Bauer Media, «Эдипресс-Конлига» и др.). Если действующая редакция закона запрещает иностранцам лишь прямое владение СМИ сверх оговоренной нормы, то поправки пресекают и косвенное владение через цепочку российских юрлиц.
По мнению главы медиахолдинга Sanoma Independent Media (входит в финский медиахолдинг Sanoma, в России владеет долями в газете «Ведомости» и журналах Cosmopolitan, Harper’s Bazaar, Esquire и др.) Жан Эммануэля де Витта, из-за законопроекта потеряют работу несколько тысяч человек в России.
«Несколько тысяч людей потеряют работу в сфере СМИ и дистрибуции. Кроме того, часть брендов может уйти из России, так как в международных изданиях политику обычно определяет владелец бренда. Они вряд ли позволят определять все редакции, так как это может негативно отразиться на бренде. В целом я не понимаю смысла этого законопроекта, так как он ударит главным образом по глянцевым журналам – ИД «Бурда», Bauer Media, Conde Nast и другие, которые не пишут о политике», – сказал ИТАР-ТАСС де Витт.
Во Всемирной газетной и новостной ассоциации считают, что законопроект усугубит кризис на медиарынке в период перехода бумажных газет в цифровой формат. «Сейчас конъюнктура рынка не позволяет ограничивать инвестиции в медиасектор – медиа по всему миру переживают кризис устоявшихся моделей бизнеса», – заметил представитель WAN-IFRA.
Президент Гильдии издателей периодической печати (ГИПП) Сергей Моисеев разделяет это мнение: «Если посмотреть спектр печатных средств массовой информации, которые выходят при участии иностранного капитала и чьи владельцы – иностранцы, то в большинстве это глянец. Общественно-политических там практически нет, если не брать «Ведомости» и Metro. Все остальное – это глянец, который является рекламообразующим рынком. Сейчас экономическая ситуация в печатных СМИ катастрофическая вне зависимости от гражданства владельцев».
Президент Hearst Shkulev Media (издает Elle, Maxim, Psychologies, «Счастливые родители» и интернет-издания Woman's Day) Виктор Шкулев считает, что законопроект направлен против россиян. «Если серьезно говорить, то больше всего пострадают именно россияне, потому что любое ограничение, направленное на то, чтобы создать трудности для предпринимательской деятельности, означает сокращение конкуренции и возможностей для выбора, и в конце концов пострадавшим оказывается потребитель», – сказал он в интервью изданию Slon.
По его прогнозу, при этих трудностях зарубежные инвесторы будут действовать с большей осторожностью, что скажется на потребителях, читателях. Шкулев считает, что за этим стоит стремление к «переделу в пользу определенных групп».
«Мы видим достаточно групп во многих отраслях, и рынок делится с точки зрения власть имущих по принципу, когда правильный бизнес должен иметь правильных собственников. И здесь не исключаю, что имеется такая же задача. – отметил он. – Есть достаточно узкий круг влиятельных персон. Можем рассчитывать скорее на то, что те зарубежные издатели, которые решат уйти с российского рынка, будут уступать свои проекты в пользу этого узкого круга наиболее доверенных лиц президента».
Шкулев прогнозирует также, что ускорятся негативные тенденции, уже имеющиеся на рынке. «Ситуация отразится на сотрудниках, на их заработных платах, доходах. Кроме того, сократится объем инвестиций в отрасль, ослабнет конкуренция, в результате это скажется на качестве рынка, и в конце концов недополучит потребитель», – подчеркнул он.
«Позитива от принятия этого закона не получает бизнес-среда в целом, бизнес-сообщество получает негативный сигнал о том, что Россия идет по пути все новых ограничений свободной предпринимательской деятельности, построенной на рыночных правилах», – считает Шкулев.
«Этот закон, если будет принят в текущей редакции, будет иметь юридические последствия для нас и наших акционеров. Для нас самая главная задача в этом случае – максимально соблюсти интересы всех акционеров», – заявила гендиректор «СТС Медиа» Юлиана Слащева.
Игорь Герасимов
Как в России менялись требования к работе СМИ