Деньги на комфорте
Трое предпринимателей с московских окраин зарабатывают около 400 тыс. руб. в месяц на том, что сдают стильные апартаменты по цене вдвое выше, чем стоят однокомнатные квартиры.
Основатели Mama Ro Антон Козлов, Володя Низовцев и Анатолий Смирнов всегда мечтали жить в центре Москвы. «Хотелось впитать дух московских ночных приключений на Китай-городе, — рассказывает в интервью РБК Смирнов. — Кроме того, нам не хотелось терять полтора часа жизни каждый день, добираясь до центра с унылых спальных окраин столицы». Козлов первым рискнул переселиться в центр и в 2010 году снял 18 кв. м в цокольном этаже в Малом Ивановском переулке. Своими силами сделал ремонт, и получилось «душевное место», в которое быстро стали стягиваться друзья. Из этого маленького успеха у ребят возникла бизнес-идея — создать бюджетное жилье в центре столицы для таких же, как они. «Чтобы одна ночь была сопоставима со стоимостью поездки на такси», — рассказывает Антон. По оценкам ребят, потенциальный объем рынка таких маятниковых мигрантов составлял около 700 тыс. человек каждый день, а значит, продукт должен быть востребованным.
Удача своими руками
Сели за составление бизнес-плана и поняли: чтобы создать «хостел для хипстеров» на 600 кв. м, необходимо не менее 10 млн руб. инвестиций. «Таких денег у нас не было, — рассказывает Низовцев. — Я был видеооператор-фрилансер, Антон — портье в отеле, а Толя организовывал телетрансляции». В результате основатели Mama Ro решили попробовать менее капитальный проект, и в мае 2012 года им улыбнулась удача. «Как-то утром я зашел на www.cian.ru и увидел, что сдается помещение в цокольном этаже на Спиридоновке: 80 кв. м всего за 67 тыс. руб. в месяц, — рассказывает Смирнов. — Это был самый главный момент всего проекта: мы поняли, что если хотим что-то сделать, то нужно начинать прямо сейчас». Ребята наскребли 30 тыс. руб. для задатка и приступили к ремонту.
Сначала они хотели разделить все пространство на несколько номеров по 12–15 кв. м. «Но потом поняли, что не будем ничем отличаться от типичных гостиничных номеров, — объясняет Козлов. — Мы поняли, что сами в таких клетушках жить не захотим. Так у нас родилась идея создавать не просто интерьер для временного размещения, а полноценные студии, апартаменты, пространство для жизни». За 2,5 месяца и 800 тыс. руб. ребята сделали ремонт. «Мазали штукатурку сначала руками, но потом научились шпателем, — рассказывает Смирнов. — Деньги собирали по друзьям: кто 50 тыс. руб. дал, кто 100 тыс., а 350 тыс. взяли у знакомого капиталиста под проценты». В середине июля две студии на Спиридоновке были готовы принять первых гостей. На том же ЦИАНе было размещено объявление, и 19 июля пришел первый клиент. «Парочка сняла апартаменты на два дня за 8 тыс. руб., — с улыбкой рассказывает Низовцев. — Нам показалось, что произошло именно то, чего мы больше всего боялись: нашими клиентами станут те, кто обычно снимает квартиры посуточно». Но начинающие предприниматели ошиблись: первые, как и все последующие клиенты, оказались из другой аудитории — это были обычные или бизнес-туристы, которые хотели оказаться в чужом городе в комфортной обстановке, отличной от небольших и одинаковых гостиничных номеров.
После относительно «тухлого» августа (75% загрузки) с сентября брони были каждый день. «С сентября 2012 года по февраль 2014 года у нас не было ни одного простоя на Спиридоновке», — гордятся предприниматели. За первые пять месяцев работы они вернули все долги (около 800 тыс. руб.). В это время, как и при ремонте, они ездили в Metro и сами закупали шампуни и полотенца, чинили поломки. «Раз в три дня у каждого из нас было дежурство по уборке и мытью туалетов, — говорит Смирнов. — Мы поняли, что принцип простой: либо ты тонешь — и это только твое дело, либо борешься и побеждаешь».
После того как бизнес пошел, ребята задумались о расширении. Они стали усиленно мониторить объявления на ЦИАНе, но поначалу не везло. «То бабуля попадется с трехкомнатной квартирой, то владелец, который постоянно живет в Эмиратах и предлагает договор по Skype подписать», — вспоминает Козлов. И случайно через знакомых вышли на представителя человека, который выкупил целый дом на Чистых прудах, в Гусятниковом переулке. В начале 2013 года основатели Mama Ro арендовали у него 300 кв. м на третьем этаже и начали искать деньги на ремонт. В общей сложности собрали 1,5 млн руб. и еще 2,5 млн руб. взяли в кредит под 20% годовых у одного из московских банков. И в январе 2013 года вышли на стройку. «У каждого из нас было свое видение того, как должны выглядеть студии. Я обожаю супрематизм, поэтому сделал супрематическую студию, Антон сохнет по византийской мозаике, — рассказывает Низовцев. — Каждый из нас отталкивался от собственной мечты». Сейчас они арендуют два из трех этажей в доме. В запуск 12 апартаментов в Гусятниковом переулке основатели Mama Ro в общей сложности вложили 18 млн руб. Им пришлось фактически сделать капитальный ремонт здания, поменяв трубы и электропроводку, укрепив полы, заменив стены и перекрытия.
Экономика апартаментов
Стандартные апартаменты Mama Ro позволяют разместиться четырем гостям. Большинство из них реализовано в двух уровнях: снизу — гостиная с кинотеатром и стереосистемой, барная стойка и ванная комната, сверху — спальня. Каждая студия имеет свой дизайн. Например, «Баухаус» сделана в лаконичном немецком дизайне начала XX века, с авторской мебелью из дальневосточного ясеня. Апартаменты «Джаз» отсылают к американским клубам и театру 30-х годов с открытой кирпичной кладкой, «Сосновая» с установленными в интерьере соснами — к детской мечте о доме на дереве.
За индивидуальный дизайн каждого помещения, мебель ручной работы и оборудование от Apple придется заплатить от 6,5 до 8,5 тыс. в сутки. Стоимость определяется площадью и популярностью апартаментов. Предприниматели утверждают, что в 2015 году работали с загрузкой 97,2%. «Есть иностранные клиенты, которые переезжают из отелей и живут у нас месяц», — рассказывает Владимир Низовцев. По словам предпринимателей, около 60% клиентов — иностранцы, но с кризисом стала расти доля туристов из регионов РФ и из Китая. По их словам, есть те, кто живет в апартаментах в одиночку (таких около 20%) по несколько недель или парой (также около 20%). На семьи и компании друзей приходится около 30% клиентов. Большая часть клиентов приходит через системы бронирования (booking.com, airbnb.com и пр.). Апартаменты нередко снимают, чтобы провести вечеринку или съемки, — в таком случае они сдаются по отдельному прайс-листу, исходя из мероприятия. В среднем Mama Ro зарабатывает около 2,8 млн руб. в месяц.
Основные расходы Mama Ro — это арендная плата (674 тыс. руб. в месяц) и выплаты по кредитам и долгам (проценты и погашение — 747 тыс. руб. в месяц) банкам и частным лицам. Расходы на персонал составляют около 420 тыс. руб. Предприниматели платят зарплату себе и двум помощникам. Коммунальные платежи, уборка (на аутсорсинге), реклама и комиссии систем бронирования забирают еще 400 тыс. руб. В целом за месяц расходов набегает на 2,2 млн руб. Деятельность Mama Ro осуществляется через ИП Антона Козлова (УСН, 6% с доходов).
Другой рынок
Юрий Кузнецов, владелец интернет-проекта «Суточно», оценивает столичный рынок краткосрочной аренды апартаментов и квартир в 20 тыс. помещений, большинство из них — это стандартные однокомнатные квартиры. На сайте «Суточно» сейчас около 3,5 тыс. предложений в ценовой категории 2–5 тыс. руб. в сутки.
Юлия Целяковская, директор по развитию компании LikeHome Apartaments, которая управляет 76 апартаментами в Москве, считает, что спрос на апартаменты и на квартиры предъявляют различные категории клиентов. «Почти все наши объекты — в пределах Садового кольца и ориентированы на обеспеченных граждан, которые чаще снимают их на несколько недель и хотят жить «как дома», — рассказала она РБК. — Людям чаще хочется не столько сэкономить на гостиничном номере, сколько иметь те удобства, которые отели предоставить обычно не могут». По ее словам, это особенно актуально для поездок семей с детьми, когда аренда апартаментов становится и экономически более выгодной, чем бронирование нескольких номеров в отеле. Она оценивает рынок подобных объектов размещения в столице всего в несколько сотен объектов.
Семье или компании из четырех человек сейчас в Москве, как правило, дешевле остановиться в апартаментах, чем в гостинице. По данным booking.com, четыре ночи с 30 января по 3 февраля в Mama Ro обойдутся в 29,2 тыс., в LikeHome — в 24 тыс. руб. Четырехместный номер в гостинце «Аэрополис» — в 28,5 тыс., в апарт-отеле Adagio — уже в 42 тыс., в Novotel (два стандартных двухместных номера) — в 51 тыс., а суперлюкс с кроватью kingsize в Four Season — и вовсе в 493 тыс. руб.
До кризиса LikeHome Apartaments управляла ста апартаментами (все объекты находятся в частной собственности, компания их берет в управление), 60% клиентов составляли иностранцы, а средняя загрузка по году составляла около 80%. «Сейчас ситуация изменилась: больше 60% клиентов — россияне, загрузка также упала», — признает Целяковская. В Mama Ro говорят, что кризис не отразился на их бизнесе — загрузка апартаментов в 2015 году составила 97,2%. В планах у основателей Mama Ro взять в управление целый особняк в центре Москвы, чтобы создать в нем настоящий апарт-отель, но пока они не нашли под этот проект подходящий объект недвижимости и инвестора.