Семейное дело: как в России менялось наказание за домашнее насилие
Домострой
Большую часть своей истории русское государство сохраняло патриархальный уклад. Правила жизни в нем описывались в нравоучительных сборниках, которые известны на Руси с давних времен. Самым известным из них является «Домострой», датируемый XV—XVI веками. В нем собраны правила и наставления, которым должна подчиняться духовная и мирская жизнь русского человека.
«Домострой» затрагивал самые разные аспекты бытия — от приготовления кваса до почитания бога. Значительная часть текста посвящена в нем отношениям внутри семьи, как между мужем и женой, так и между родителями и детьми. И хотя этот сборник не имеет канонического статуса, его положения чрезвычайно показательны, потому что касаются преимущественно непубличной части семейной жизни.
Одна из глав «Домостроя» называется «Как детей учить и страхом спасать». В ней содержится прямое указание на допустимость, если не на необходимость суровых наказаний: «Наказывай сына своего в юности его, и упокоит тебя в старости твоей, и придаст красоты душе твоей».
Строгости, граничащей с жестокостью, «Домострой» дает объяснение — целью подобных родительских действий является воспитание «детей своих в страхе божьем в поучении и наставлении». Оно появляется, например, в том месте, где появляется прямое указание на допустимость насилия в адрес малолетних детей: «И не жалей, младенца бия: если жезлом накажешь его, не умрет, но здоровее будет, ибо ты, казня его тело, душу его избавляешь от смерти».
«Любя же сына своего, учащай ему раны — и потом не нахвалишься им. Наказывай сына своего с юности и порадуешься за него в зрелости его, и среди недоброжелателей сможешь им похвалиться, и позавидуют тебе враги твои. Воспитай детей в запретах и найдешь в них покой и благословение. Понапрасну не смейся, играя с ним: в малом послабишь — в большом пострадаешь скорбя, и в будущем словно занозы вгонишь в душу свою. Так не дай ему воли в юности, но пройдись по ребрам его, пока он растет, и тогда, возмужав, не провинится перед тобой и не станет тебе досадой и болезнью души, и разорением дома, погибелью имущества, и укором соседей, и насмешкой врагов, и пеней властей, и злою досадой».
Дети находятся в подчиненном положении — об этом свидетельствует не только допустимость насилия в их адрес, но и жесткость наказания в том случае, если они подняли руку на своих родителей.
«Кто бьет отца или мать — тот отлучится от церкви и от святынь, пусть умрет он лютою смертью от гражданской казни, ибо сказано: «Отцовское проклятье иссушит, а материнское искоренит».
Несмотря на то что документ регулировал поведение обычных людей в обыденных ситуациях, он все же не имел ни официального статуса, ни какого-либо отношения к уголовному праву. Большинство его положений прежде всего касались допустимости тех или иных действий, а не наказаний за проступки, а также были основаны на представлениях о библейской морали и подчинены крайне традиционному укладу.
Русская Правда
Между тем наказание за насильственные преступления против здоровья содержалось уже в первом систематизированном нормативном акте Древней Руси — «Русской Правде». Побои рассматривались в нем как одно из преступлений против личности. Правда, содержание самого документа, который был издан в X—XI веках, по нынешним меркам выглядит достаточно примитивно: к примеру, нанесение побоев по тяжести приравнивалось к ранению мечом или отсечению пальца. Привычной градации тяжести совершенных преступлений не было, речи о семейном насилии в «Русской Правде» также не шло.
Следующий важный документ в развитии российского права — Уложение 1649 года — также содержал упоминание о побоях, которое входило в группу преступлений против личности.
«А будет кто не бояся бога и не опасаясь государьския опалы и казни, учинит над кем-нибудь мучительское надругательство, отсечет руку, или ногу, или нос, или ухо, или губы обрежет, или глаз выколет, а сыщется про то допряма, и за такое его надругательство самому ему то же yчинитe» (Уложение 1649 года).
Градация степеней тяжести проступков, да и самих составов преступлений в Уложении оставалась весьма условной, как и в принятых при Петре I Воинских артикулах. Разумеется, никаких упоминаний о семейном насилии в этих документах также не было. Впервые подобные преступления были выделены в отдельную группу в опубликованном в 1833 году Своде законов Российской империи. В нем были введены четкие критерии выделения типов преступлений и наказаний за них. Главные положения из Свода практически в неизменном виде перешли в первое в российской истории кодифицированное уголовное законодательство — Уложение 1845 года.
1845 год, Уложение о наказаниях уголовных и исправительных
В Уложении преступлениям против личности был посвящен целый раздел — «О преступлениях против жизни, здравия, свободы и чести частных лиц». В документе дважды встречалось упоминание о семейном насилии — речь шла отдельно о жестоком обращении с супругом или супругой, и отдельно — о насилии в адрес отца, матери или кого-то из родственников в восходящей степени.
«За жестокое обращение с женой, особенно в случае нанесения ей ран, муж, по жалобе супруги или ее родителей, подвергается наказаниям <...> за тяжкие побои, раны или увечья с возвышением оных двумя степенями. Сверх того, если он христианин, то он предается церковному покаянию по распоряжению духовного начальства. Тем же наказаниям и на том же основании подвергается жена, которая, пользуясь слабостью своего мужа, дозволит себе нанести ему раны, увечье, тяжкие побои или иное истязание или мучение» (статья 2075 Уложения 1845 года).
Указанные в тексте документа степени касались разных видов наказаний — телесных, тюремных или исправительных, у каждого из них могло быть несколько уровней ужесточения, обычно от пяти до семи. Степени использовались при вынесении наказаний с отягчающими обстоятельствами, насилие над близкими родственниками было одним из них.
Стандартное наказание за побои, повлекшие тяжелые последствия, — это каторга на срок от четырех до шести лет, ссылка в Сибирь, а также несколько десятков плетей, но это только в том случае, если к человеку можно было применить телесное наказание (от него освобождались, например, дворяне и представители духовенства).
Сама формулировка побоев с тяжелыми последствиями звучала так: «кто с обдуманным заранее намерением или умыслом нанесет кому-либо тяжкое увечье или иное важное в здоровье или телесных способностях повреждение, лишив его зрения, языка, слуха или руки, ноги или детородных частей, или же каким-либо средством произведет неизгладимое на лице его обезображение».
В Уложении сами виды наказаний за различные виды насилия были расписаны весьма подробно, например:
- нанесение увечий с истязаниями или иными мучениями — каторга на заводах сроком от шести до восьми лет;
- причинение менее тяжкого увечья, повлекшее временную недееспособность, — ссылка в Иркутскую или Енисейскую губернии с заключением на два-три года, либо в Томскую или Тобольскую губернии с заключением на один-два года, либо воспитательные арестантские роты на срок от шести до восьми лет;
- причинение увечья, повлекшего смерть человека, — каторга на срок от восьми до десяти лет.
Отдельно в кодексе прописывалось наказание за непредумышленное нанесение тяжелых травм, которое описывалось как совершенное «без обдуманного заранее намерения, в запальчивости или раздражении, но при этом и не случайно, а с знанием последствия сего деяния». Оно также наказывалось ссылкой в Иркутскую или Енисейскую губернии с заключением на два-три года.
1903 год, Уголовное уложение
В новом уголовном законодательстве насильственным действиям снова была выделена целая глава. По большому счету особенных изменений не произошло, если не считать уточнения степеней наказания по отдельным типам преступлений, а также появления новых форм самого наказания, например, тюрьма или исправительный дом.
Нанесение побоев с тяжкими последствиями по-прежнему наказывалось каторгой, правда, уже до восьми лет. Этот срок мог быть увеличен до десяти лет в случае смерти потерпевшего. За «телесное повреждение, задуманное и выполненное под влиянием сильного душевного волнения», можно было получить, в зависимости от тяжести преступления, не менее шести месяцев тюрьмы.
Отягчающим обстоятельством продолжало считаться преступление против матери, законного отца или иного восходящего родственника — если степень нанесенных травм была тяжкой, то обвиняемому грозило до десяти лет каторги. Любопытно, что помимо родителей в группу лиц, преступление против которых наказывалось особенно строго, относились должностные лица при исполнении, члены императорского или военного караула, а также священнослужители при совершении службы.
1922 год, Уголовный кодекс РСФСР
Первый свод уголовных норм в советской России начал действовать в 1922 году. Этот документ в целом сохранял структуру николаевского кодекса 1903 года, однако содержание его существенно изменилось, в том числе и в отношении преступлений против личности.
За нанесение тяжких телесных повреждений устанавливался нижний порог наказания — не менее трех лет заключения, смерть потерпевшего каралась строже — минимум пять лет строгой изоляции. Чем легче оказывалась степень тяжести повреждений, тем мягче становилось наказание. Например, за «тяжкое или менее тяжкое телесное повреждение, нанесенное под влиянием сильного душевного волнения», грозило до двух лет заключения, а за «неосторожное телесное повреждение» — до шести месяцев лишения свободы или принудительных работ.
Но главное изменение этого раздела состояло в том, что из текста документа исчезло упоминание о родственниках — семейное насилие больше не выделялось в качестве отдельного состава преступления.
1926, Уголовный кодекс РСФСР
Новый кодекс начал действовать спустя четыре года, его содержание было приведено в соответствие с общесоюзным уголовным законодательством.
В разделе о насильственных преступлениях против личности изменились прежде всего сроки — по всем категориям преступлений были установлены верхние пределы наказаний. Самым тяжелым из подобных преступлений по-прежнему оставалось «умышленное тяжкое телесное повреждение, повлекшее за собой потерю зрения, слуха или какого-либо иного органа, неизгладимое обезображение лица, душевную болезнь или иное расстройство здоровья, соединенное со значительной потерей трудоспособности». За это теперь давали до восьми лет, в случае смерти потерпевшего — до десяти.
Умышленное нанесение легких телесных повреждений могло повлечь до года заключения или принудительных работ, неумышленное — до шести месяцев принудительных работ. Срок мог увеличиться, если насильственные действия носили характер истязания — за это можно было получить до трех лет заключения. Отдельных упоминаний о семейном насилии в кодексе по-прежнему не появилось.
1960 год, Уголовный кодекс РСФСР
Принятый в 1926 году Уголовный кодекс действовал больше тридцати лет. За это время в него было внесено множество изменений, в итоге в 1960 году советская Россия получила новый свод уголовного законодательства.
Статья о побоях с тяжкими последствиями (108-я, «Умышленное тяжкое телесное повреждение») своего «веса» не изменила — по ней все так же давали до восьми лет заключения. Однако в тексте произошли два существенных изменения.
Во-первых, снова было уточнено определение самого преступления — под ним понималось «умышленное телесное повреждение, опасное для жизни или повлекшее за собой потерю зрения, слуха или какого-либо органа либо утрату органом его функций, душевную болезнь или иное расстройство здоровья, соединенное со стойкой утратой трудоспособности не менее чем на одну треть, или повлекшее прерывание беременности, либо выразившееся в неизгладимом обезображении лица». Во-вторых, в закон была возвращена норма о семейном насилии, ужесточавшем наказание.
«Те же действия, если они совершены <…> в отношении его близких родственников <…>, либо если эти действия повлекли за собой смерть потерпевшего, либо носили характер мучения или истязания, либо были совершены особо опасным рецидивистом, — наказываются лишением свободы на срок от пяти до двенадцати лет» (Уголовный кодекс РСФСР 1960 года, ст.108).
Менее тяжкое телесное повреждение наказывалось лишением свободы на срок до трех лет или исправительными работами на срок до двух лет. Если же оно было совершено в отношении родных, то наказание увеличивалось уже с двух до пяти лет.
1997 год, Уголовный кодекс РФ
После распада Советского Союза в независимой России целых пять лет людей продолжали судить по уголовному законодательству уже не существующей союзной республики. Наконец в 1997 году вступил в силу новый российский Уголовный кодекс, в котором впервые в истории появилась отдельная статья с названием «Побои».
Она была выделена в разделе «Преступления против жизни и здоровья» — всего в нем на данный момент 21 статья, в которых описываются все составы преступлений, связанных с насильственными действиями, — от убийства до неоказания помощи больному. В ст.116 УК РФ речь шла исключительно о преступлениях против близких.
«Нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль, но не повлекших последствий, указанных в статье 115 настоящего Кодекса (причинение легкого вреда здоровью. — РБК), в отношении близких лиц, <…> наказываются обязательными работами на срок до 360 часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет» (Уголовный кодекс РФ, действующая редакция, ст.116).
В примечании к статье также дается исчерпывающий перечень тех, кто понимается под «близкими людьми». К ним закон относит супруга, супругу, родителей, детей, усыновителей, усыновленных и удочеренных детей, родных братьев и сестер, дедушек, бабушек, внуков, опекунов и попечителей.
Законопроект, уже прошедший первое чтение в Госдуме, предлагает убрать из текста статьи слова «близкие люди». Если этот закон будет принят и вступит в силу, то положение статьи будет касаться преступлений, совершенных «из хулиганских побуждений, либо по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды, либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы». Таким образом в России будет декриминализировано семейное насилие, которое не приводит к серьезным последствиям для здоровья потерпевших.