Заработать на Обаме
Федеральные ведомства США в 2012/13 бюджетном году (завершился 30 сентября прошлого года) выдали российским подрядчикам контракты на общую сумму почти 1,2 млрд долл. Об этом говорится в ежегодном докладе Bloomberg о крупнейших получателях американского госзаказа.
В рэнкинге Bloomberg три российских подрядчика — госкорпорация «Ростех», «Газпром» и Федеральное космическое агентство (Роскосмос). Они занимают соответственно 108-е, 150-е и 175-е места. «Ростех» получил контракты на 554 млн долл., «Газпром» — на 358,3 млн долл., а Роскосмос — на 285 млн долл. На официальном портале госзакупок США отмечается, что речь идет о контрактах Рособоронэкспорта (входит в ГК «Ростех»), «Газпромнефть-Аэро Кыргызстан» и Роскосмоса.
В 2013 году Рособоронэкспорт получил от Министерства обороны США заказ на поставку дополнительной партии из 30 военно-транспортных вертолетов Ми-17В-5 для Афганской национальной армии. Поставки будут исполнены до конца 2014 года. Пентагон не отказался от контракта с Рособоронэкспортом, несмотря на «крымские» санкции США и критику со стороны конгресса, отмечает Джефферсон Морли из вашингтонской Ассоциации по контролю за вооружениями.
19 марта пять конгрессменов в письме к министру обороны Чаку Хэйгелу призвали аннулировать контракт с Рособоронэкспортом, сославшись на указ президента США Барака Обамы, позволяющий ввести санкции против лиц из оружейной отрасли России. Но представители Пентагона дали понять, что контракт с Рособоронэкспортом может быть расторгнут только на основании контрактных положений об аннулировании сделки, а санкции в этих положениях не упоминаются.
Тесные связи США с Рособоронэкспортом осложняют администрации Обамы задачу наказать Россию за присоединение Крыма, писала в прошлом месяце газета The Wall Street Journal. С 2011 года Пентагон законтрактовал у Рособоронэкспорта 63 вертолета Ми-17 на 1,1 млрд долл. для афганской армии. Американские военные считают, что Ми-17 оптимально подходит афганским ВВС благодаря высокой износостойкости машины и хорошему опыту афганцев в управлении и эксплуатации именно российских вертолетов.
Российско-киргизское СП «Газпромнефть-Аэро Кыргызстан», подконтрольное «Газпрому», по заказу Минобороны США поставляет авиакеросин для Центра транзитных перевозок (ЦТП) «Манас» — крупного узла переброски грузов для операций НАТО в Афганистане. С 2011 года Пентагон заказал у «Газпромнефть-Аэро Кыргызстан» топливо на сумму почти 900 млн долл.
Роскосмос регулярно оказывает услуги Национальному аэрокосмическому управлению NASA по доставке астронавтов на Международную космическую станцию (МКС). В начале апреля 2014 года NASA объявило, что приостанавливает сотрудничество с Россией из-за «аннексии» Крыма, за исключением совместных работ на МКС.
С завершением программы шаттлов в 2011 году Соединенные Штаты полностью лишились возможностей по отправке пилотируемых миссий в космос, а потому зависят от российских кораблей «Союз». За одно место в кабине «Союза» американцам приходится платить более 70 млн долл.
В апреле 2013 года Роскосмос и NASA продлили контракт на транспортировку астронавтов на МКС до 2017 года. Роскосмос гарантирует не только плановый возврат астронавтов на Землю, но и спасение их с МКС в случае необходимости. С 2017 года NASA надеется самостоятельно перевозить астронавтов на МКС и обратно в партнерстве с частными американскими компаниями.
В 2014 году Роскосмос оформил очередные заказы от NASA: в текущем месяце российское агентство получило заказы на сумму 211 млн долл. Общая стоимость американских подрядов Роскосмоса с 2005 года составила 2,6 млрд долл.
Генеральной тенденцией последних лет является сокращение федерального госзаказа, отмечает Bloomberg. В 2012/13 бюджетном году правительство выдало контракты на 462 млрд долл. — на 11% ниже, чем в предыдущем году. На долю 200 крупнейших подрядчиков из рэнкинга Bloomberg приходится 65% бюджетных ассигнований.
«Королями» американского госзаказа остаются военно-промышленные компании, а среди них с большим отрывом лидирует Lockheed Martin — 44 млрд долл. федеральных контрактов в прошлом фингоду. Следом идут Boeing (21,6 млрд) и General Dynamics (14 млрд), Raytheon (13,7 млрд), Northrop Grumman (10,8 млрд).
В первой десятке крупнейших получателей госзаказа лишь одна компания не представляет отрасль обороны и безопасности — поставщик лекарств и медицинских решений McKesson Corp., основной вендор Министерства США по делам ветеранов.