Растрата «Башнефти»
Следственный комитет предъявил обвинения бизнесмену Левону Айрапетяну по статьям «Растрата» и «Легализация преступных доходов» при продаже «Башнефти» «Системе» в 2009 году. В рамках этого дела уже арестованы акции нефтяной компании, принадлежащие АФК, а ее крупнейший акционер Владимир Евтушенков допрошен в качестве свидетеля. Все происходящее вокруг «Башнефти» он назвал рейдерством.
Вчера Левону Айрапетяну были предъявлены обвинения по статьям УК 160 («Растрата») и 174-1 («Легализация преступных доходов»), рассказал РБК его адвокат Самвел Караханян. Он обвиняется в пособничестве сыну бывшего президента Башкирии Уралу Рахимову при продаже «Башнефти» в 2009 году по заниженной стоимости. Дело против Рахимова-младшего было возбуждено 28 апреля, напомнил адвокат.
Айрапетян был задержан сотрудниками ФСБ 15 июля в аэропорту Домодедово, 17 июля Басманный суд выдал санкцию на арест бизнесмена до 15 сентября. Защита уже обжаловала это решение. «Мы считаем, что обвинение необоснованно, и уверены в невиновности Левона Айрапетяна», — сказал Караханян. От других комментариев он отказался.
14 июля в рамках уголовного дела в отношении Рахимова-младшего Басманный суд арестовал контрольный пакет «Башнефти», принадлежащий АФК «Система» (71,76%), позднее были арестованы еще 12,57% «Башнефти», принадлежащие ее «дочке» «Система Инвест».
В среду на допрос в качестве свидетеля по этому делу был вызван крупнейший акционер «Системы» Владимир Евтушенков. Он рассказал РБК, что дело касается приватизации «Башнефти», а не продажи компании. Происходящее вокруг компании он назвал «рейдерством».
Вчера в поддержку Евтушенкова выступил предправления Сбербанка Герман Греф. В разговоре с РБК он назвал ситуацию вокруг «Башнефти» «очень плохим прецедентом для общего инвестиционного климата, рождающим сомнения у всех инвесторов в правах собственности». «Совершенно очевидно, что «Система» не имеет к этому никакого отношения, ведь она приобрела акции нефтяной компании на рынке через много лет после завершения приватизации», — сказал Греф, подчеркнув, что это его личное мнение и он не настолько знаком с делом, чтобы комментировать его в деталях.
Приватизация «Башнефти», которая до конца 90-х годов принадлежала Башкирии, не раз вызывала вопросы у властей. После проверки в 2003 году Счетная палата назвала ее «беспрецедентным случаем хищения активов из федеральной собственности», но с тогдашним собственником компании «Башкирский капитал», владельцем которой считался Рахимов-младший, было заключено мировое соглашение.
«Система» покупала акции «Башнефти» в два этапа. В 2005 году она приобрела блокирующие пакеты предприятий башкирского ТЭКа у «Башкирского капитала» за 600 млн долл. Оставшиеся доли были переданы четырем благотворительным фондам — «Урал», «Агидель», «Инзер» и «Юрюзань», а затем — учрежденным этими фондами одноименными ООО, к которым, как считается, также имел отношение Рахимов-младший. В 2009 году «Система» выкупила у этих компаний контрольный пакет «Башнефти» и других башкирских энергетических компаний за 2 млрд долл. (еще 500 млн долл. обязалась доплатить через 14 месяцев).
Обвинение, предъявленное Айрапетяну, не может служить основанием для признания недействительной сделки по продаже «Башнефти» «Системе», считает партнер King & Spalding Илья Рачков. Срок исковой давности по ничтожным сделкам составляет три года, указывает он. К тому же право оспаривать такие сделки имеют только ее участники или — в некоторых случаях — их акционеры. До последнего времени о таких претензиях не сообщалось.
Нанесен ущерб действиями физических лиц, и если их вина будет доказана, то возможен гражданский иск о возмещении убытков к виновному, замечает руководитель юридического отдела AVG Capital Partner Эльдар Назмутдинов.