После жены Навального на допрос вызвали сотрудников ФБК и родственников
![Оппозиционер Алексей Навальный](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/9/44/754598884327449.jpeg)
Во вторник, 26 августа, на допрос в СК должны явиться глава социологической службы ФБК Анна Бирюкова, сотрудница отдела расследований фонда Галина Копосова, бывший сотрудник ФБК Владислав Наганов, который сейчас помогает организации в качестве волонтера. Кроме того, СК обязал дать показания мать бывшего пресс-секретаря Навального Анны Ведуты. Сама Ведута уехала в США для учебы в Колумбийском университете. Также на допрос вызвали члена центрального совета Партии прогресса Николая Ляскина. «Вот и до меня очередь дошла. Завтра на допрос в СК», — написал он в своем «твиттере».
В сообщении приведена фотография одной из повесток, а заканчивается оно обещанием Навального, что «нас не запугаешь и мы работу не остановим».
Ранее, в понедельник, 25 августа, на допросе у того же следователя по особо важным делам была на допросе жена оппозиционера Юлия Навальная. Допрос был связан с делом о краже картины «Хороший и плохой человек». Навальная отказалась давать показания, сославшись на статью 51 Конституции, позволяющую не свидетельствовать против себя и своих близких.
«Вау, следователь СК угрожает мне уголовным делом за отказ от дачи показаний в качестве свидетеля», — написала Навальная в своем «твиттере» во время допроса.
Адвокат Вадим Кобзев, сопровождавший ее во время следственных действий, рассказал РБК об обстоятельствах допроса.
«Юлю допрашивали в качестве свидетеля. Следователь задавал ей разные вопросы, которые сводились к тому, каким образом эта картина оказалась дома у Алексея Навального», — рассказал Кобзев. В частности, следователь спрашивал, кто именно приходил к Навальному на празднование его дня рождения, что ему дарили, кто открывал дверь в квартире, рассказал адвокат. Всего же за час следователь, по словам защитника, зачитал более тридцати вопросов, на которые Юлия отказалась отвечать.
«Она считает это дело абсурдным и политически мотивированным, поэтому нет никакого смысла участвовать в допросах. Ведь никакой кражи не было: нельзя украсть то, чего у человека уже нет. Если вы оставили предмет на улице, то он уже не ваш», — считает Кобзев. К тому же, отмечает адвокат, ценность этой картины складывается из стоимости ее комплектующих: двух листов бумаги формата А4 и куска картона.
«Этого явно недостаточно для того, чтобы квалифицировать преступление как кражу», — уверен Кобзев.
Уголовное дело о краже картины было возбуждено еще в июне 2014 года, сотрудники правоохранительных органов изъяли ее из квартиры Алексея Навального 20 июня. Следствие считает, что произведение украдено с выставки владимирского художника Сергея Сотова. Картина была вывешена для всеобщего обозрения на импровизированной уличной выставке, откуда и пропала. По версии защиты, Навальному ее подарили сотрудники фонда борьбы с коррупцией в качестве подарка на день рождения.
Алексей Навальный находится под домашним арестом с 28 февраля 2014 года. Ему было запрещено любое общение, исключение составляют только близкие родственники, а также адвокаты Вадим Кобзев и Ольга Михайлова. На прошлой неделе условия домашнего ареста были изменены: Навальному разрешено общаться с потерпевшими по делу «Ив Роше» и представителями по его гражданским делам.
По делу о хищениях в компании «Ив Роше» проходит также его брат Олег. По версии следствия, они создали подставную компанию «Главподписка», которая оказывала услуги по доставке почтовых отправлений по завышенным ценам, и похитили около 26 млн руб. Свою вину братья Навальные не признают.
Владислав Гордеев