Туроператоры зафиксировали падение турпотока за границу третий год подряд
Продажи организованных туров в зарубежные страны в летнем сезоне сократились по сравнению с прошлым годом на 25–30%, сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на данные Ассоциации туроператоров России (АТОР). В свою очередь турагенты фиксируют более глубокое падение. По данным сети «Горячие туры», продажи сократились почти на 50%.
Число российских туристов, отправляющихся на отдых за границу, продолжает снижаться с 2014 года, когда продажи путевок упали на 30% на фоне девальвации рубля и массовых банкротств турфирм. В 2015 году результаты были аналогичными из-за продолжившегося сокращения доходов россиян.
По данным Росстата, реальные располагаемые доходы населения за первое полугодие снизились на 5%. Сокращение благосостояния россиян — основной фактор, провоцирующий падение турпотока за границу, считает глава АТОР Майя Ломидзе. Еще одним негативным фактором она назвала сложившийся за последний год на фоне терактов и авиакатастроф информационный фон. Согласно опросу немецкой Ipk International, угроза терроризма влияет на планы путешествий у 40% респондентов.
Дополнительное давление на рынок оказало закрытие продаж в Египет и Турцию, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на участников рынка. В конце июня 2016 года ограничения на турецком направлении были сняты, однако из-за отсутствия чартеров и угрозы терактов спрос на путевки в эту страну остается ниже, чем раньше: по данным компании «ОнлайнТур», на долю Турции сейчас приходится 12–14% запросов путешественников (год назад — 35–40%).
По словам источника газеты на туристическом рынке, плохие результаты летнего сезона также связаны с ростом числа невыездных россиян. Если в 2015 году речь шла примерно о 5 млн человек, в основном силовиках и их родных, то теперь «за границу не рекомендуется выезжать практически всем госслужащим, предпочитавшим дорогие туры за границу», пояснил источник.
Пытаясь компенсировать потери, туроператоры наращивают продвижение альтернативных направлений, например, Кипр, Тунис, Испания, Доминикана, Таиланд, Болгария, Греция.
Однако главным резервом, по мнению туроператоров, остается внутрироссийский туризм. Директор по продажам НТК «Интурист» Сергей Толчин отмечает, что в его компании за счет увеличения чартерной программы и расширения сотрудничества с гостиницами число проданных туров в Крым на летний период выросло в два с половиной раза (при среднем росте потока на 20%), в Сочи — в десять раз (на 10–15%), в Анапу — в семь раз (+10%).
Это временный эффект, предупреждает гендиректор туроператора «Дельфин» Сергей Ромашкин. По его словам, туристы отказываются от дополнительных поездок, стремясь урезать расходы. «Раньше люди покупали туры из текущих средств, сейчас, по ощущениям, это происходит в основном за счет сбережений, которые скоро закончатся», — добавляет Ромашкин.
Сочи и Краснодарский край в 2016 году были практически максимально загружены, у Крыма еще есть небольшой потенциал, отмечает Ломидзе. Кроме того, спрос на путевки в Крым и Сочи, по ее словам, также будет сдерживать продолжающийся рост цен.