Заложники молла рассказали, как пережили четыре дня кенийского ада
Осада торгового комплекса продолжалась четыре дня. Спецназу удалось убить пять преступников, 11 исламистов были арестованы.
Теракт стал одной из самых трагичных страниц в истории Кении. Очевидцы нападения рассказали о том, что творилось в торговом центре во время штурма. Бен Мулва, получивший ранение в ногу и осколочные ранения головы, вспоминает: "Я спрятался в цветнике. Охранник торгового центра спрятался рядом со мной. Я видел, как его убили выстрелом в голову. Надеюсь, он умер сразу... Я увидел человека, который наставил на меня оружие, помню громкий хлопок. Потом все потемнело. Это все, что я помню".
Сын поэта Кофи Авунора Афетси рассказал: "Мы с отцом только что приехали в торговый центр и как раз выходили из машины, когда услышали выстрелы, и начался кошмар. Отец остался в машине, а я подбежал к лестнице торгового центра, лег на землю и пополз. В это время я почувствовал, будто меня кто-то ужалил в спину: по-видимому, в меня стреляли, но я полз дальше, пока не нашел место, где спрятаться. Я пытался выглянуть и увидеть отца, но его не было. Нападавшими были белые мужчины в очках и бронежилетах. Потом, когда я спасся, наш автомобиль стоял на том же месте, дверь была открыта, но отца не было. Я кричал: "Где отец? Я не могу найти отца!"
Случайный свидетель Аджай Пател рассказал: "Несколько мужчин выгружали огнестрельное оружие из багажника белого "универсала", припаркованного у фасада торгового центра, затем они открыли огонь. Я пригнулся и нырнул в машину. Они просто поливали пулями всех подряд. Я видел, как покупатели выходили из магазина с пакетами и падали мертвыми прямо передо мной. Это было чудовищно. Им было все равно - дети ли, взрослые ли, они просто стреляли во всех подряд".
Покупательница Арт Шах успела зайти в банк до начала атаки, после чего отправилась по магазинам, а затем в центр ворвались боевики. "Моя подруга кричала и рвалась к своей трехлетней дочери, которая осталась на втором этаже. Мне пришлось силой удерживать ее, я успокаивала ее, боясь, что нас обнаружат. Я отчаянно пыталась дозвониться до остальных друзей, но никто не брал трубку. Около двух часов дня нам удалось дозвониться до одного из друзей, он сказал, что они с девочкой успели уйти, подругу это сразу успокоило. Другой друг позвонил и сказал, что он заперт в туалете и что все, кого он видит вокруг, мертвы".
Заложница Мваги Доркас успела спрятаться от боевиков за горой упаковок: "Я зубрила мусульманскую молитву. Мои родные прислали мне ее в надежде, что я смогу ее прочесть, если меня обнаружат". Боевики и многие свидетели утверждали, что террористы спрашивали пленников, какого те вероисповедания, после чего мусульман выпускали, а остальных убивали.
Фотограф The New York Times Тайлер Хикс также стал свидетелем атаки: "Я понял, насколько все серьезно, когда увидел три трупа на ступеньках у входа в торговый центр. Еще несколько тел лежали поблизости. Двое мужчин были убиты прямо во время обеда в кафетерии. Еще один - перед банкоматом. Там очень много мест, где можно спрятаться, поэтому так трудно было проводить спасательную операцию. Казино, кинотеатр, огромный супермаркет - в любом помещении кто-то мог находиться. Одна женщина забралась в вентиляционный люк под потолком в суши-баре. Многие заперлись в магазинах. Можно было видеть, как они машут руками, пытаясь подать знак через стекло, чтобы полицейские или солдаты могли прийти на помощь".
Среди тех, кто оказался в торговом центре, оказалась и россиянка Елена Челышева, которая руководит в Кении природоохранным проектом. "Я могу сказать, что я, конечно, нигде такого никогда не видела, было ощущение, что ты находишься в фильме ужасов, судя по количеству разбитого стекла, крови и людей, которые остались лежать на полу", - рассказала она.