Перейти к основному контенту
Эксклюзивы РБК ,  
0 

Эксперты ВШЭ назвали проблемы обучения в сфере искусственного интеллекта

Эксперты ВШЭ прогнозируют рост числа студентов на программах по искусственному интеллекту. Однако для эффективного обучения необходимы цифровой контент и оборудование, которое пока есть не везде
Фото: Андрей Никеричев / АГН «Москва»
Фото: Андрей Никеричев / АГН «Москва»

Сколько студентов изучало ИИ в прошлом году

В 2023 году обучение студентов технологиям искусственного интеллекта (ИИ) в России организовали 497 вузов и их филиалов, в 166 из них преподавание велось по профильным программам, а в 469 — по модульным. На 600 профильных образовательных программах в прошлом году обучались 42,3 тыс. человек. Число модульных программ значительно выше — 8,5 тыс., через которые прошли 689,2 тыс. человек, подсчитали эксперты Института статистических исследований и экономики знаний ВШЭ в докладе «Подготовка высококвалифицированных кадров в области искусственного интеллекта» (есть в распоряжении РБК).

В 2023 году каждый пятый принятый студент должен был в рамках своей образовательной программы изучить дисциплины модуля по ИИ. Модуль проще внедрить в уже существующую образовательную программу, объясняют авторы разницу в числе обучавшихся на программах по профилю и по модулю.

Большая часть программ по профилю ИИ (61,8%) реализуется в магистратуре. Специалисты ВШЭ пришли к выводу, что доля магистерских ИИ-программ почти вдвое выше, чем на остальных этапах обучения, а численность обучающихся по ним в магистратуре выше почти втрое. Освоение профилей по искусственному интеллекту на поздних этапах обучения в университете — распространенная практика не только в России, но и в большинстве европейских стран, отмечают эксперты.

Исследование НИУ ВШЭ проводилось в 2023 году, были проанализированы программы 1100 вузов и их филиалов. В рамках исследования учитывали формы образовательных программ, численность обучающихся, прием и выпуск по таким программам, наличие и уровень квалификации преподавателей дисциплин, связанных с искусственным интеллектом, а также обеспеченность специализированной инфраструктурой для освоения современных технологий. РБК изучил доклад, предоставленный НИУ ВШЭ.

Эксперты ВШЭ прогнозируют существенный рост выпуска молодых специалистов, обучающихся по профильным программам, — до 8,7 тыс. бакалавров в 2027 году и 6 тыс. магистров в 2025 году. В 2023 году общее число выпускников составило 3,8 тыс. человек. В том же году на эти программы приняли уже 20,7 тыс. человек, а их доля в общем приеме составила 1,6%.

Бoльшая часть студентов программ по профилю ИИ (70,1%) обучаются по специальностям и направлениям подготовки в области «Инженерное дело, технологии и технические науки»; примерно четверть (27,2%) — приходится на «Математические и естественные науки»; почти 1,5% — на «Науки об обществе».

Половина российских студентов-айтишников бросили учебу в вузе
Технологии и медиа
Фото:Юрий Смитюк / ТАСС

Среди регионов в число лидеров по охвату студентов (по всем типам программ по ИИ) вошли Москва, Санкт-Петербург, Ростовская, Вологодская, Архангельская, Челябинская, Самарская, Пензенская и Московская области.

На ситуацию с обучением технологиям искусственного интеллекта в регионах непосредственно влияет степень проникновения ИИ в их экономики, указали авторы исследования. Неравенство возможностей по обеспечению изучения технологий они также объясняют неравномерным территориальным распределением IТ-организаций. В то же время в некоторых регионах развитие образования в области искусственного интеллекта заметно отстает от уровня внедрения ИИ в экономике региона.

Дефицит кадров

Обеспеченность преподавателями в области ИИ в абсолютном большинстве вузов превышает 90%, следует из доклада ВШЭ. В то же время авторы исследования отметили, что кадров не хватает в вузах, которые проводят обучение по ИИ в рамках модулей, а не полноценных профильных программ.

Не везде есть и необходимая для преподавания цифровая инфраструктура. Причем в первую очередь нехватка в оснащении вычислительными мощностями на базе графических ускорителей, которые, отмечают авторы доклада, имеют ключевое значение для задач, связанных с ИИ.

Вузы, которые имеют опыт подготовки специалистов по профильным программам, обеспечены цифровым контентом (программным обеспечением, датасетами и т.д.) лучше, чем оборудованием. В то время как организации, которые готовят студентов только в рамках модуля по ИИ, недостаточно оснащены как оборудованием, так и контентом.

«Вузы, только начинающие осваивать направление ИИ, имеют настолько выраженный дефицит необходимых для этого цифровых ресурсов, что он практически не позволяет им развивать программы по соответствующему профилю и существенно осложняет ориентированную на практику подготовку в рамках модулей по ИИ», — указывают авторы доклада. По их мнению, недостаток специализированной цифровой инфраструктуры, может стать основным препятствием для развития подготовки специалистов в области искусственного интеллекта в вузах.

Востребованность специалистов

Вакансии для специалистов с опытом работы с искусственным интеллектом или машинного обучения чаще всего размещают работодатели из Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска и Казани, следует из данных сервиса по поиску работы Superjob. Опыт работы и обучения в области ИИ чаще всего требуется от программистов, аналитиков и исследователей данных, product/project-менеджеров и руководителей IT-проектов.

Как сообщили РБК в пресс-службе сервиса, работодатели, внедрившие в работу системы искусственного интеллекта, чаще всего отдают предпочтение выпускникам МФТИ, МГУ им. М.В. Ломоносова, НИУ ВШЭ, Иннополиса, МГТУ им. Н.Э. Баумана, Университета ИТМО, а также СПбГУ, МИФИ и МАИ. Эти же вузы входят в топ-7 рейтинга Superjob по уровню зарплат выпускников, занятых в IT. Зарплаты выпускников превышают 210 тыс. руб.

За последний год количество запросов на IT-специалистов с навыками работы с ИИ в области ИИ-разработки выросло на 40%, рассказал РБК Кирилл Котов, технический директор компании «КодТех» (занимается разработкой ПО и IT-аутсорсингом). «Самые востребованные — специалисты по разработке алгоритмов искусственного интеллекта (Data Scientist, ML Engineer и т.д.) и специалисты по разметке данных для обучения моделей. Мы также видим, что требования к опыту работы с большими языковыми моделями проникают даже в классические вакансии project- и product-менеджеров. По мере проникновения ИИ — уже в обозримом будущем — появятся новые профессии, например специалист по этике ИИ, инженер по обеспечению объяснимости ИИ (XAI)», — полагает Котов.

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.


 

Лента новостей
Курс евро на 26 декабря
EUR ЦБ: 103,94 (-0,29)
Инвестиции, 25 дек, 18:49
Курс доллара на 26 декабря
USD ЦБ: 99,61 (-0,26)
Инвестиции, 25 дек, 18:49
Путин подписал указ о выплате детям попавших в плен и пропавших без вестиПолитика, 19:24
Искусство и бизнес: как современные компании поддерживают арт-индустриюСтиль, 19:21
В Финляндии задержали нефтяной танкер по подозрению в повреждении кабелейПолитика, 19:20
Бывшая первая ракетка мира снялась с Australian OpenСпорт, 19:16
Участники «Клуба Первых» встретились с Николаем Валуевым в НовосибирскеПресс-релиз, 19:11
Минтранс Казахстана сообщил о двух попытках посадки разбившегося EmbraerПолитика, 19:10
Большой гид по «Серии плюс»: чем интересны кварталы ПИК нового поколенияРБК и ПИК, 19:06
Как пить красиво и осознанно
Новый интенсив РБК Pro об алкоголе
Подробнее
В Петербурге мужчина попросил взыскать с его жены почти ₽1 млн за изменыОбщество, 18:58
Лукашенко рассказал, что взял в Россию лыжи, но пришлось рубить дроваПолитика, 18:50
В Белгородской области боец самообороны пострадал при атаке дрона на автоПолитика, 18:49
У «Кухни на районе» изменился состав владельцевБизнес, 18:47
Муфтий Москвы отказался считать неверие в Деда Мороза правонарушениемОбщество, 18:45
Пережившая инсульт лыжница Сметанина начала восстанавливатьсяСпорт, 18:44
Как креатив повышает эффективность маркетинговых инвестицийОтрасли, 18:44