В Берлине отменили показ балета «Щелкунчик» из-за расовых стереотипов
Государственный балет Берлина отказался от постановки «Щелкунчика» двух российских хореографов из-за расовых стереотипов, рассказала Bild исполняющая обязанности руководителя труппы Кристиана Теобальд.
Она напомнила, что спектакль является реконструкцией оригинальной постановки 1892 года. Однако некоторые элементы, которые были приемлемы в то время, вызывают множество вопросов в современном мире и должны быть пересмотрены, отметила Теобальд.
Так, например, постановщиков смутил выход во втором акте детей с лицами, покрашенными темной краской. И.о. руководителя труппы подчеркнула, что использование приема «блэкфейс» (blackface, считается карикатурным изображением темнокожих путем нанесения грима на лицо) привело к жалобам от зрителей еще в 2015 году, и от него в современной постановке необходимо отказаться. По ее словам, хореографы «Щелкунчика» Василий Медведев и Юрий Бурлака с трудом согласились на такой шаг, так как он означает отход от оригинальной концепции. На это Теобальд сказала, что такое несоответствие оригиналу может не волновать зрителей, а вот с культурно-исторической точки зрения это очень важно.
Также критике подверглись китайский танец, где танцовщицы передвигаются очень маленькими шагами, и восточный танец, в котором участвуют девушки из гарема и солистка с темным макияжем.
По словам Теобальд, «Щелкунчика» все равно поставят, но переработают «проблемные» места. Пока вместо него зрителям покажут балет «Дон Кихот».
В декабре 2019 года американская балерина Мисти Коупленд раскритиковала Большой театр за использование приема «блэкфейс». Она опубликовала фотографию с репетиции балета «Баядерка», на которой позируют две балерины. Девушки были одеты в темные колготки и перчатки, а их лица были покрашены темной краской.
Под фотографией Коупленд оставила подпись «Реальность балетного мира».
Директор Большого театра Владимир Урин заявил, что организация не будет включаться в дискуссию об использовании«блэкфейса», и отметил, что в таком виде спектакль показывался тысячи раз.