В Госдуме призвали изменить законы после признания однополого брака
Депутат Госдумы от «Единой России» Анатолий Выборный призвал разобраться в ситуации, когда однополой паре поставили в России штампы о признании их брака в паспортах, передает телеканал «Дождь». «Я думаю, что мы с коллегами проработаем этот вопрос, и если это действительно так, то этот нюанс в законодательстве надо менять», — сказал он.
Его коллега по нижней палате, зампред комитета по вопросам семьи, женщин и детей Ольга Окунева заявила, что необходимо «увидеть документ и сделать запрос, кто кому поставил штамп в каком документе». Порядок признания заключенных за рубежом браков прописан в Семейном кодексе, подчеркнула она. По ее мнению, регистрация однополого брака в России противоречит ценностям и традициям населения страны. Ранее депутат Виталий Милонов заявил РБК, что попросил правоохранительные органы проверить документы двух мужчин.
Накануне, 25 января, двое россиян — Евгений Войцеховский и Павел Стоцко — рассказали о «первом случае в российской истории» признания однополого брака. Они заключили брак в Дании (страна разрешает регистрировать однополые браки). По их словам, в московском центре госуслуг им после этого поставили соответствующие штампы в паспортах. Они также предоставили РБК фотографии страниц российских паспортов с пометкой о регистрации брака.
В МФЦ заявили, что не предоставляют услуги по регистрации брака и что «никакой штамп сотрудниками центров госуслуг в паспорте не проставляется», а передают данные в органы ЗАГС. Также там заявили, что не занимаются признанием браков и передают все документы в МВД.
Юрист по семейному праву Виктория Дергунова сказала в разговоре с РБК, что ситуация произошла из-за пробела в законодательстве. Ст. 158 Семейного кодекса гласит о том, что брак между гражданами России, заключенный за пределами страны с соблюдением законодательства другого государства, признается в России действительным, если его условия не противоречат ст. 14. В ней содержится запрет на брак между близкими родственниками, усыновителями и усыновленными. Также оговаривается, что брак не может быть заключен, если хотя бы один человек, желающий вступить в брак, состоит в другом браке или признан судом недееспособным из-за психического расстройства. При этом в ст. 158 нет отсылки к ст. 12, где говорится, что «для заключения брака необходимы взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак».
Но Семейный кодекс также содержит ст. 167, в которой говорится: «Нормы иностранного семейного права не применяются в случае, если такое применение противоречило бы основам правопорядка (публичному порядку) Российской Федерации. В этом случае применяется законодательство Российской Федерации». «Разумеется, нормы закона нужно толковать и применять в совокупности, — отметила Дергунова. — И заключение однополых браков не признается в странах, где их заключение не предусмотрено национальными законами».
«Этот институт международного частного права, в соответствии с которым норма иностранного права, подлежащая применению, в исключительных случаях не применяется, если последствия ее применения противоречили бы основам правопорядка государства. К таким странам как раз относится Россия», — говорила юрист.