Суд Катара продлил срок заключения российских дипломатов
Как сообщили РБК в адвокатском бюро "Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры", представители которого входят в адвокатскую группу по защите российских граждан, накануне задержанные были доставлены под усиленной охраной в здание суда, где началось закрытое слушание по вопросу о продлении срока предварительного заключения. Находившийся в это время в здании суда катарский адвокат обратил внимание на усиленные меры охраны, установил время и место проведения слушания, потребовал немедленного допуска к участию в слушании и был допущен в зал заседаний в качестве адвоката подзащитных.
Катарский адвокат заявил целый ряд процессуальных требований. Он также обратился к суду с жалобой на то, что прокуратура скрытно поменяла дату заседания, очевидно, как подчеркивается в сообщении бюро, "пытаясь провести слушание без участия адвоката". Представитель прокуратуры заверил суд, что подобное не повторится.
Во время судебного слушания российские граждане официально заявили суду о своей полной непричастности к вменяемому им преступлению. Соответствующая запись была внесена в протокол судебного заседания.
Напомним, автомобиль З.Яндарбиева был взорван в середине февраля в столице Катара. В ночь на 19 февраля правоохранительные органы Катара по подозрению в убийстве З.Яндарбиева задержали трех россиян. МИД РФ заявил, что задержанные российские граждане, находившиеся в командировке в посольстве России, являются сотрудниками спецслужб и выполняли задачи информационно-аналитического характера, связанные с противодействием международному терроризму. К покушению на З.Яндарбиева они никакого отношения не имели. Власти Катара освободили одного из задержанных, обладавшего дипломатическим иммунитетом. Еще двум россиянам 26 февраля было предъявлено обвинение.
Накануне адвокаты арестованных заявили, что они не были допущены к изучению материалов дела. По словам одного из адвокатов, Д.Афанасьева, не имеют возможности изучить материалы не только российские адвокаты, которые прибыли в Катар, но и местные юристы, а также иностранные защитники. "В то же время есть основания полагать, что в ближайшее время нас все-таки допустят к документам, связанным с этим делом", - заключил Д.Афанасьев.
Напомним, что в рабочую группу, возглавляемую российским адвокатом Дмитрием Афанасьевым, входят представители четырех адвокатских фирм: российской "Егоров, Пугинский, Афанасьев и Партнеры", английской "Ашурст", американских "Вольф Блок" и "Киркпатрик и Локхарт", а также катарский адвокат. В ее состав также входят два эксперта: английский профессор международного права Кристофер Гринвуд и российский специалист по арабскому праву Леонид Сюкияйнен.
Английский и катарский адвокаты уже заявили заместителю генерального прокурора Катара ряд процессуальных ходатайств. Международные юристы полагают, что задержание российских граждан нарушило Венскую конвенцию о дипломатических сношениях, и российские граждане должны быть немедленно переданы послу России в Катаре.
Адвокаты полагают, что в интересах не только российской, но и катарской стороны урегулировать проблему дипломатическим путем в скорейшие сроки, так как катарская сторона нарушила международное право. Если дипломатическое урегулирование не состоится, то предстоит длительная юридическая работа в Катаре по защите российских граждан, а также против Катара в международных судах.
Однако к непосредственной защите ни российские, ни американские адвокаты допущены не будут. По законам Катара защищать подсудимого может только гражданин Катара, поэтому российские и американские юристы будут лишь консультировать катарских адвокатов.
В исламском мире за умышленное убийство положена смерть. Если убийство сопряжено с актом терроризма, то перед казнью осужденным отрубают руку и противоположную ногу. В странах Залива такое суровое наказание кроме убийства и терроризма предусмотрено за наркотики. Процессы обычно проходят недолго, но в случае с россиянами, наверное, постараются рассмотреть все как можно тщательнее. И если будет доказано, что они действительно подорвали Яндарбиева, то приговор может быть только смертным. Впрочем, с момента вынесения приговора до его исполнения проходит обычно около полутора лет.