В деле о массовых блокировках сайтов в России появилась третья сторона
Европейский суд по правам человека допустил Европейский институт информационного общества в качестве третьей стороны по жалобе на действия российских властей, в том числе Роскомнадзора. Об этом РБК рассказал юрист международной правозащитной группы «Агора» Дамир Гайнутдинов, который представляет интересы заявителя — директора Ассоциации интернет-издателей Владимира Харитонова.
Сайт Харитонова «Новости электронного книгоиздания» был заблокирован в 2012 году на три месяца из-за того, что использовал один IP-адрес вместе с сайтом «Растаманские сказки», на котором Роскомнадзор и ныне ликвидированная ФСКН обнаружили пропаганду наркотиков.
Харитонов обжаловал действия Роскомнадзора, а также обратился в Конституционный суд, попросив проверить положение закона о черном списке сайтов. «Действующие правила допускают произвольное блокирование доступа к легальной информации в отсутствие какой-либо возможности для добросовестных владельцев сайтов не только возражать против такой блокировки, но даже узнать о ней до того, как доступ к сайту будет закрыт оператором связи», — говорится в жалобе, которая есть в распоряжении РБК.
В результате Московский городской суд в сентябре 2013 года признал блокировку законной, а Конституционный суд в сентябре 2014 года отказался рассматривать обращение Харитонова и предложил предъявить претензию хостинг-провайдеру. В декабре 2013 года директор Ассоциации интернет-издателей обратился в ЕСПЧ, подчеркнув, что были нарушены его право свободно выражать свое мнение (статья 10 Европейской конвенции по правам человека) и право на эффективное средство правовой защиты (статья 13 Конвенции). В мае 2017 года жалоба была принята к рассмотрению.
23 мая 2017 года Европейский институт информационного общества (Словакия) направил письмо в Европейский суд по правам человека и попросил допустить организацию в качестве третьей стороны по жалобе Харитонова: «Мы считаем это дело крайне важным с точки зрения будущего всего информационного общества. Необходимо, чтобы ЕСПЧ получил полное представление о ситуации, прежде чем примет решение по этому вопросу. Без сомнения, это дело задаст стандарт в том, что касается свободы выражения мнения в Сети». По словам Гайнутдинова, эта просьба была удовлетворена. Юрист отметил, что до сих пор Институт участвовал в трех слушаниях в Страсбургском суде, в том числе по делу об использовании персональных данных в журналистике.
«Чаще всего третья сторона возникает, когда затронуты права целой группы лиц или когда какая-то организация обладает экспертными познаниями, которые могут помочь суду. Тогда она выступает amicus curiae — «другом суда». Эта практика поощряется ЕСПЧ, потому что помогает найти наилучший правовой подход», — объясняла ранее РБК адвокат Каринна Москаленко.