Минэнерго: Дефицит бензина на АЗС может возникнуть уже в октябре
По оценкам министерства, общий максимально возможный дефицит в октябре оценивается в объеме не более 400 тыс. т. Это фактически 15% от месячного потребления топлива в стране. В этот период остатки автобензина на НПЗ и нефтебазах вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНК) могут опуститься до минимальных значений. На московском рынке есть вероятность возникновения кратковременного дефицита в объеме 69 тыс. т в октябре и 62 тыс. т в ноябре текущего года.
Проблем с дизтопливом министерство не прогнозирует: спрос на него полностью покрывается предложением. Но ведомство предлагает Федеральной антимонопольной службе (ФАС) России провести анализ обоснованности опережающего роста цен на дизтопливо и автобензин. По данным ИАЦ "Кортес", дизтопливо с начала года на АЗС подорожало на 86 коп., Аи-92 - на 54 коп., Аи-95 - на 76 коп. В Москве дизтопливо сейчас стоит 30,39 руб., что всего на 4 коп. дешевле Аи-95.
Чтобы минимизировать проблемы, Минэнерго рекомендует нефтяным компаниям до конца года увеличить объем товарных запасов и поставок автобензина на внутренний рынок за счет ограничения экспорта топлива, включая поставку на собственные сети АЗС за рубежом. Также предлагается до конца года максимально (до 90%) загрузить НПЗ. Кроме того, Министерство рассматривает вариант отмены возмещения акциза и налога на добавленную стоимость (НДС) для экспортеров в случае экспорта нефтепродуктов в страны - члены Таможенного союза. Не исключено применение толлинговой схемы переработки российской нефти на белорусских НПЗ.
Представитель ЛУКОЙЛа отметил, что компания поставляет весь производимый бензин на внутренний рынок, а заводы загружены почти на 100%. "На своих фирменных заправках дефицита не допустим", - сказал он. В "Газпром нефти" отметили, что с начала года бензин с Московского и Ярославского НПЗ не экспортировались. Поставка на экспорт осуществляется только с Омского НПЗ компании для обеспечения собственной сети АЗС в Средней Азии. В ТНК-ВР и "Роснефти" от комментариев отказались.
"Российский нефтепродуктовый рынок по-прежнему неустойчив. Достаточно одновременного ремонта нескольких заводов, и его начинает лихорадить. 400 тыс. т - достаточный объем для того, чтобы рынок отметил его недостаток", - отмечает директор по стратегическому развитию ИАЦ "Кортес" Павел Строков. Впрочем, эксперт исключает возникновение серьезного дефицита бензина на рынке, а все разговоры об этом повлияют лишь на стоимость топлива. По его прогнозу, в ближайшее время бензин в опте может подорожать на 8-10%, затем рост цен проявится в мелком опте и рознице. "Как только компании почувствуют выгодность поставок на внутренний рынок, а это обеспечивается ценой, экспорт сократится", - добавил эксперт. С начала 2012г. рост мировых цен на нефтепродукты составил 37%, в то же время оптовые цены на российском рынке выросли на 20%, а розница в результате внимания со стороны регуляторов прибавила менее 3%.