Вся королевская конница: как С.Берлускони собрал себе империю
Оставаясь одним из самых успешных и влиятельных политиков Европы, С.Берлускони продолжал методично строить свою империю, в которую входили не только средства массовой информации. 76-летний экс-премьер Италии, которого жители страны называют Il Cavaliere ("рыцарь", "кавалер"), сумел гарантировать себе поддержку многих избирателей, не забывая снабжать их как хлебом, так и зрелищами.
С.Берлускони и его родственники контролируют холдинг Fininvest (им управляет старшая дочь политика Марина), в который входит группа Mediolanum (страхование и банковские услуги), компания Medusa, (кинопроизводство), футбольный клуб "Милан" и телекомпания Mediaset. В группу Mediaset входят три итальянских телеканала (Canale 5, Italia 1 и Rete 4), два испанских канала и голландская телевизионно-продюсерская компания Endemol.
Несмотря на юридическое образование, С.Берлускони начал свою карьеру в строительном бизнесе. В 1962г. (по другим данным - в 1963г.) он основал в родном Милане свою первую компанию Edilnord. К концу 60-х его фирма строит проекты "Милан-2" и "Милан-3" - изолированные районы-сателлиты, построенные по принципу "город в городе" и предназначенные для проживания в них миланской элиты.
С ранних пор удачливого предпринимателя начали подозревать в связях со знаменитой итальянской мафией: первый крупный проект по строительству жилого комплекса Бругерио шел неважно и довел компанию Edilnord почти до банкротства. Однако неожиданно на ее счета поступили средства от "одной швейцарской компании", которые позволили успешно завершить проект. Название компании, спасшей бизнес С.Берлускони, осталось тайной. Финансирование обоих "Миланов" также остается загадкой.
К началу 70-х годов С.Берлускони решил попробовать себя в новой сфере и занялся телевидением. В 1974г. он приобретает свой первый телеканал - кабельное телевидение Telemilano 58, которое впоследствии преобразовалось в телесеть Canale 5. К концу 70-х ему удается создать большую базу кинофильмов и предоставлять другим каналам права на их показ при условии демонстрации рекламы, производимой принадлежащей ему же компанией Publitalia.
Благодаря этой нехитрой схеме С.Берлускони занял прочные позиции и на рекламном рынке Италии. К началу 80-х годов телесеть Canale 5 становится общенациональной, а после приобретения крупных конкурентов - Italia 1 (в 1982г.) и Rete 4 (в 1984г.) - С.Берлускони стал настоящим медиамагнатом. К началу 90-х он контролировал уже около 45% телевещания Италии, тогда как государственному телеканалу RAI принадлежала доля рынка в 40%.
Три принадлежащих С.Берлускони телеканала, впоследствии объединенные в группу Mediaset, вошли в состав созданного в 1975г. холдинга Fininvest (бизнесмен официально стал его президентом в 1979г.). К началу 1990-х гг. С.Берлускони и его семья контролировали крупнейший в стране издательский дом Mondadori и газету Il Giornale, сеть супермаркетов La Standa, компьютерную компанию Olivetti и банк Mediolanum. Под знаменами Fininvest объединились примерно 150 различных компаний.
В 1986г. С.Берлускони приобрел футбольный клуб "Милан" (A.C. Milan), став его президентом. Любимая команда С.Берлускони стала одним из самых успешных итальянских и европейских клубов и теперь уже не представляется без приставки "топ". Холдинг Fininvest стал второй по величине частной корпорацией в Италии: численность его сотрудников достигала 40 тыс. Бизнес С.Берлускони проник практически во все сферы жизни итальянцев, и такое положение вещей получило название "берлусконизм" (berlusconismo).
В 2005г. глава правительства Италии оказался на 25-м месте в списке богатейших людей планеты. Финансовый кризис 2008г. С.Берлускони встретил оптимистично, уверяя сограждан, что ни один из них "не потеряет ни евро". Однако банковский счет самого премьера "похудел" более чем на 1,5 млрд евро. В 2010г. С.Берлускони вместе со своей семьей располагался на 74-м месте в мировом рейтинге миллиардеров с состоянием в 9 млрд долларов.