Перейти к основному контенту
Эксклюзивы РБК ,  
0 

Санитарная авиация объяснила остановку парка вертолетов после аварии

Авиавласти и производитель проверяют весь парк санитарных вертолетов «Ансат» после аварии в Нижегородской области в октябре. Такие вертолеты выполняют санитарные вылеты по госконтрактам с регионами.
Вертолет «Ансат»
Вертолет «Ансат» (Фото: Abdul Razak Latif / Shutterstock)

Росавиация предписала российским вертолетным операторам и Казанскому вертолетному заводу (входит в «Вертолеты России» госкорпорации «Ростех») проверить весь парк легких многоцелевых вертолетов «Ансат» после аварии такого воздушного судна в Нижегородской области в октябре. Об этом говорится в директиве федерального агентства, с которой ознакомился РБК (о проверке ранее также сообщал телеграм-канал «Авиаторщина»).

Почему начались проверки

Причина проверок — авария с медицинским «Ансатом», которая произошла 22 октября в районе населенного пункта Малая Овсянка Семеновского городского округа Нижегородской области. Вертолет «Национальной службы санитарной авиации» (НССА; предприятие «Ростеха») совершил грубую посадку в лесной массив. На борту находились два члена экипажа и три пассажира (два медработника и пациент), сообщала Росавиация. В результате грубой посадки три человека были травмированы, а вертолет поврежден.

Что проверяют

Замруководителя регулятора Андрей Добряков потребовал провести проверки на вертолетах модели «Ансат-СК» (модификация для санитарной авиации) незамедлительно, и на базовой модели «Ансат» — в течение ближайших 25 летных часов, следует из директивы. Проверить требуется хвостовые редукторы и лопасти рулевых винтов, даже тех, которые находятся на складах эксплуатантов. «Выполнить визуальный осмотр лопастей, проверку состояния резинового слоя накладок на отсутствие повреждений, состояние законцовок и оковок лопастей, выполнить контроль отсутствия непроклеев резинового слоя накладок и оковок…» — говорится в техническом решении к директиве.

В ходе расследования был проведен осмотр вертолета и обнаружено разрушение хвостового редуктора ХР-23 и отсутствие ряда элементов лопастей рулевого винта, сообщал Межгосударственный авиационный комитет (МАК), на письмо которого ссылается директива. МАК еще не публиковал отчетов по этому происшествию.

Росавиация запретила полеты камчатской авиакомпании «Витязь-Аэро»
Общество
Фото:vityaz-aero.ru

«Как основная сейчас рассматривается версия, что из-за плохого качества резины отлетела накладка на лопасти рулевого винта. Возникшие нерасчетные вибрации разрушили хвостовой редуктор. Потеря путевой управляемости привела к аварии», — рассказал источник РБК в одной из компаний-эксплуатантов. Сейчас по директиве Росавиации от полетов и дежурств отстранено более 40 вертолетов, которые должны пройти через ремонт на заводе, отметил собеседник. Все они числятся в парке НССА.

Другой собеседник РБК, знакомый с ситуацией, уточнил, что проблема действительно выявлена в конструкции рулевого винта. «Проблема в оковке лопасти винта. Из-за этого лопасть может расслаиваться, что вызывает нерасчетные вибрации», — добавил он.

Что говорят эксплуатанты

Представитель НССА подтвердил РБК, что комиссией МАК при расследовании инцидента в Нижегородской области были обнаружены разрушения хвостового редуктора и дефекты рулевого винта. «В целях обеспечения безопасности полетов Росавиация выпустила директиву о проверке всех вертолетов типа «Ансат» и их модификаций. Наши партнеры из холдинга «Вертолеты России» оперативно проводят проверку всех машин. В ряде случаев выявлены недочеты, которые устраняются», — пояснил он.

В компании назвали ситуацию сложной, полеты фактически остановлены до завершения всех проверок. Резерв воздушных судов данного типа есть, продолжают в НССА, но он недостаточен. «Стороны предпринимают все возможные меры для продолжения выполнения санитарных заданий», — заверил представитель эксплуатанта.

Всего с 2019 года пилоты НССА выполнили более 40 тысяч экстренных медицинских эвакуаций. В результате чего удалось спасти более 42 тысяч пациентов, из них более 5 тысяч детей. В 2024 году было выполнено более 8 тысяч вылетов, добавили в компании.

Представитель «Вертолетов России» лишь сообщил, что в рабочем порядке проводятся проверки вертолетной техники совместными бригадами завода и эксплуатанта (НССА).

«Мы внимательно следим за развитием ситуации. Совместно с Росавиацией, НССА и «Вертолетами России» прорабатываем меры, которые позволят снизить остроту вопроса с выполнением полетов санитарной авиации в регионах», — добавили в пресс-службе госкорпорации «Ростех».

В ассоциации вертолетной индустрии напомнили, что дефект лопастей рулевого винта на «Ансатах» был обнаружен также в прошлом году. «Этому предшествовали два события. 17 мая на послеполетном техобслуживании санитарного вертолета выявили отсутствие оковки лопасти рулевого винта. А через три дня во время полета другого «Ансат-СК» в районе рулевого винта появилась ощутимая вибрация (дисбаланс), командир выполнил благополучную посадку, после которой было обнаружено отсутствие двух оковок лопасти», — сообщили в организации. Тогда после проверок выявили непроклей оковок вместе с резиновым слоем накладки на лопастях из-за низкого сцепления поверхностей разнородных тел. Выпущенная в 2023 году директива авиавластей также предписывала выявлять непроклеи и отправлять винт на заводской ремонт.

По данным Росавиации по состоянию на начало ноября, 12 «Ансатов» числятся также в парке «Русских вертолетных систем», три машины — в парке компании «Баргузин», две — у «Вяткаавиа», еще две машины эксплуатирует «Костромское авиапредприятие».

Главный редактор портала Avia.Ru Роман Гусаров отмечает, что вылеты санавиации могут выполняться также на Ми-8, однако эта машина среднего класса и у нее более высокая стоимость летного часа. «Этот вертолет не для перевозки одного больного пациента, не для экстренной и быстро эвакуации. Либо она может предназначаться и для одного пациента, но летает с оборудованием на борту. Туда поместится целая бригада медиков», — поясняет эксперт. Поэтому заменить весь парк «Ансатов» сложно, отметил Гусаров.

Жесткость директивы объясняется тем, что это уже повторно выявленный дефект, который вновь привел к аварии, рассуждает Гусаров. «Кроме того, самое неприятное в том, что если лопасти уже проработали с дефектом, то они разрушали редуктор. Перебрать все редукторы — достаточно технически серьезна задача», — заключил он.

Читайте РБК в Telegram

Авторы
Теги
Магазин исследований Аналитика по теме "Вертолеты"
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.


 

Лента новостей
Курс евро на 26 декабря
EUR ЦБ: 103,94 (-0,29)
Инвестиции, 25 дек, 18:49
Курс доллара на 26 декабря
USD ЦБ: 99,61 (-0,26)
Инвестиции, 25 дек, 18:49
В Краснодарский край привезли установку для откачки мазутаОбщество, 22:54
В работе ChatGPT произошел глобальный сбойТехнологии и медиа, 22:46
Украинские пограничники нашли уклонистов в траурном кортежеПолитика, 22:34
Зеленский поблагодарил Вучича за помощь Сербии УкраинеПолитика, 22:33
Путин исключил продление контракта по газу через Украину до конца годаЭкономика, 22:28
Посольство Ирана назвало дату визита Пезешкиана в МосквуПолитика, 22:26
Умер экс-премьер Индии Сингх — «герой экономической либерализации»Политика, 22:11
Как пить красиво и осознанно
Новый интенсив РБК Pro об алкоголе
Подробнее
Как мы тестировали на «Авито» 5 разных ниш и что из этого вышлоLife, 22:04
РФС наказал пятерых игроков за договорные матчи в молодежном первенствеСпорт, 22:01
Предметно-ориентированное проектирование: почему это выгодно бизнесуТренды, 22:00
Путин заявил, что Россия всегда выступала за поставки газа в ЕвропуПолитика, 21:39
В Севастополе помогавшей ВСУ сотруднице НИИ дали 15 лет за госизменуПолитика, 21:33
В обход стереотипов: как женщины строят карьеру в промышленностиТренды, 21:30
Электробус загорелся на юго-западе МосквыОбщество, 21:27