Адвокат фигуранта дела о кокаине рассказал о роли «куратора из спецслужб»
Предполагаемый организатор преступной группы, оставившей почти 400 кг кокаина в школе при российском посольстве в Буэнос-Айресе, называл себя «куратором» — одним из сотрудников спецслужб, под наблюдением которых находятся сотрудники диппредставительств. Об этом рассказал РБК адвокат Александр Костанянц, защищающий одного из арестованных фигурантов дела о контрабанде наркотика — Али Абянова.
Речь идет об Андрее Ковальчуке, которого аргентинские СМИ ранее называли бизнесменом. Организатором группы контрабандистов был Ковальчук, писал Clarin. Издание называло его проживающим в Германии бизнесменом, который занимается торговлей премиальными товарами (алкоголем, икрой, кофе и сигарами). Абянов считал Ковальчука куратором сотрудников российских посольств за рубежом, подчеркнул Костанянц.
Арестованный в декабре 2017 года Абянов не признает вину по делу. Он много лет работал в российских диппредставительствах за границей, рассказал Костанянц: «Он занимал техническую должность — был завхозом. Его супруга была учителем в школе при посольстве. Это порядочная семья москвичей, они долгое время работали в командировках по мидовскому направлению».
«Чуть ли не генерал»
Примерно в 2011 году во время предыдущей длительной командировки (в Германию) Абянов познакомился с Андреем Ковальчуком, который представился ему одним из «кураторов»: все время работы за рубежом сотрудники посольств находятся под наблюдением спецслужб, пояснил адвокат, по словам которого, Абянов считал Ковальчука очень авторитетным человеком, «чуть ли не генералом». «Ковальчук вошел к нему в доверие, убеждал, что вхож в круг высокопоставленных дипломатов. У Абянова не было сомнений, что это порядочный силовик», — рассказал Костанянц.
Абянов не знал точную должность и звание Ковальчука и не спрашивал о них, поскольку «понимал, что эти люди работают под прикрытием», утверждает адвокат. Мужчины «по-землячески дружили», и эта дружба продолжилась, когда Абянова примерно в 2014 году перевели в посольство России в Аргентине.
«Ковальчук часто по-товарищески просил Абянова перевезти какие-то вещи. И говорил, что из-за услужливости и добросовестности Абянова позаботится, чтобы его командировка была пролонгирована», — рассказал Костанянц. При этом дипломатическая почта не использовалась, уточнил адвокат: «Они то лично встречались, то другими способами это переправляли; абсолютно бытовая история». Сам Ковальчук периодически бывал в Аргентине, привозил туда отдыхать свою маму и других родственников, добавил Костанянц.
В 2016 году Абянов по просьбе Ковальчука разместил в одном из технических помещений школы 12 чемоданов, содержимым которых, со слов защитника, не интересовался. Завхоз также «не принимал никаких мер к сокрытию» этого груза. Во второй половине 2016 года у Абянова завершилась командировка, и он с женой уехал в Россию. Чемоданы остались в подсобном помещении, и о них Абянов предупредил нового завхоза: «Сказал, что за ними приедет Ковальчук, чтобы их забрать».
Российские и аргентинские власти узнали о содержимом груза к концу 2016 года. А в декабре 2017 года Абянова задержали. «Его спросили: вы помните о чемоданах? Он сказал: помню. И его арестовали», — пояснил Костанянц.
Абянов дал показания на Ковальчука. «Я считаю, что его причастность нулевая. Он в силу своей наивности попал в эту историю. Возможно, он как-то был обязан это предупредить, но допустил оплошность. Он даже представить себе не мог, что такой офицер подложит ему свинью», — добавил адвокат. После задержания у Абянова взяли смывы с рук, провели анализ его ногтей и волос. «Экспертиза показала, что он не имел никакого отношения к наркотикам», — утверждает Костанянц.
В материалах следствия Ковальчук называется «неким сотрудником посольства в ФРГ», но пока МВД «не раскрывает более точно его статус», уточнил адвокат. 26 февраля «Росбалт» сообщил, что Ковальчук ранее был сотрудником российского посольства в Германии, в МИДе и посольстве России в Германии эту информацию опровергли.
Костанянц не исключает, что дело могло стать результатом провокации, связанной с перевербовкой или конфликтом среди сотрудников спецслужб, работающих при российских диппредставительствах.
Супруга обвиняемого сейчас находится в Москве и «очень плохо себя чувствует», заявил Костанянц, недавно ей оформили инвалидность. Другие фигуранты того же дела, арестованные в России (Владимир Калмыков и Иштимир Худжамов), как и Абянов, утверждают, что не имеют отношения к поставке, добавил Костанянц.
«Кокаиновое дело»
О «кокаиновом деле» стало известно 22 февраля, когда министр безопасности Аргентины Патрисия Буллрич рассказала об обнаружении 385 кг наркотика на территории российского посольства. В декабре 2016 года сотрудник диппредставительства рассказал властям страны о веществе, найденном в подсобном помещении школы; это произошло по согласованию с послом Виктором Коронелли и российским МИДом, уточняла официальный представитель министерства Мария Захарова. После этого наркотик был тайно заменен на муку, чемоданы снабдили GPS-передатчиками, и силовики обеих стран договорились о контролируемой поставке, чтобы раскрыть всю цепочку контрабандистов.
Сейчас трое фигурантов дела арестованы в России (по данным спецслужбы, они были взяты с поличным при получении груза); еще два предполагаемых участника преступной группы задержаны в Аргентине — это Александр Чикало и сотрудник полиции Буэнос-Айреса Иван Близнюк. На свободе остается организатор группы, который скрывается в Германии и объявлен в международный розыск по линии Интерпола, отчитались в ФСБ.