Основной фигурант «кокаинового дела» попросил суд не выдавать его России
Предполагаемый организатор контрабанды почти 400 кг кокаина из Аргентины в Россию бизнесмен Андрей Ковальчук готов предстать перед следствием и судом в Германии, поскольку, по его мнению, «только в этой стране возможен справедливый процесс». Об этом говорится в официальном заявлении его адвокатов, которое направлено в Высший суд Берлина. Документ есть в распоряжении РБК, его подлинность подтвердил российский адвокат Ковальчука Владимир Жеребенков.
Суд Берлина должен в ближайшее время рассмотреть вопрос об экстрадиции Ковальчука в Россию, дата слушаний пока не назначена. Запрос на экстрадицию российская Генпрокуратура направила в Германию еще 29 марта, он подписан заместителем генерального прокурора Николаем Винниченко, следует из документов немецкого суда.
«Господин Ковальчук готов к уголовному преследованию в немецком суде, поскольку только он может исходить из принципа справедливого судебного разбирательства», — говорится в письме в суд за подписью немецкого адвоката Александра Гамбурга. Уголовный кодекс ФРГ преследует незаконное распространение наркотиков даже за пределами страны, поэтому процесс по делу Ковальчука теоретически возможен в Германии, отмечает защитник.
Обвиняемый «очень заинтересован в справедливом расследовании», но «расплывчатые и неконкретные» доводы России в пользу его экстрадиции дают основания полагать, что дело в отношении Ковальчука «сконструировано», а о «реальных причинах столь желанной экстрадиции» Россия умалчивает, говорится в письме адвоката.
«Катастрофические» СИЗО
В России Ковальчуку может грозить пожизненное заключение, указывает его защита. По немецкому законодательству экстрадиция в таких случаях невозможна. Исключение — ситуация, когда в стране, куда выдают предполагаемого преступника, практикуется замена пожизненного срока на лишение свободы в пределах 20 лет. Но в России пожизненно осужденного, согласно УК, могут выпустить условно-досрочно не раньше, чем он отбудет 25 лет в колонии, причем на практике этого еще никогда не происходило, отмечает адвокат Гамбург.
Другой довод против экстрадиции Ковальчука — «катастрофические» условия в российских СИЗО, заявляет защита.
Материалы, которыми российская сторона обосновывает причастность Ковальчука к преступлениям, неконкретны, настаивает Гамбург. МВД утверждает, что Ковальчук не позднее 15 июля 2016 года на территории Латинской Америки приобрел у неустановленных лиц 362 кг кокаина; то есть в качестве места преступления указан целый континент, а в качестве времени — бесконечный период до указанной даты, указал адвокат. А паспорта Ковальчука, по его словам, доказывают, что он не въезжал ни в одну из латиноамериканских стран незадолго до 15 июля 2016 года или вскоре после этой даты.
Письмо Ковальчука
Свои возражения на прошение России об экстрадиции ранее направлял в суд и Ковальчук; в распоряжении РБК есть его письмо. В нем обвиняемый критикует версию следствия, согласно которой он «бросил чемоданы с наркотиками на сумму несколько десятков миллионов долларов без присмотра, на совершенно незнакомых людей, на целых полтора года».
«Из материалов дела следует, что я создал «устойчивый канал поставки наркотиков» из Аргентины в Россию, Европу и другие страны. Следствием совершенно не установлено, где, у кого, как и на какие средства я приобретал наркотики, а также не установлено, кому, где и как я их сбывал или собирался сбывать! Неизвестно, каким образом я переправлял наркотики из Аргентины в Россию, Европу и другие страны, минуя таможенные досмотры и специальные контроли аэропортов. Следствие не может установить, как и через какие каналы наркотики поставлялись в Аргентину», — написал Ковальчук.
По версии следствия, Ковальчук являлся организатором поставки кокаина из Аргентины. Задержанные в России фигуранты дела Владимир Калмыков и Иштимир Худжамов после задержания в рамках сотрудничества со следствием около двух дней уговаривали Андрея Ковальчука приехать в Россию из Германии, писал ранее РБК.
«У нас по ходу совместной операции, которая проходила более года, сложилось впечатление, что Ковальчук — это большой мистификатор и он своим подельникам, своим сообщникам вешал такую лапшу на уши, и продолжает это делать сейчас», — рассказывал экс-посол России в Аргентине Виктор Коронелли.
«Кокаиновое дело»
Об обнаружении 389 кг кокаина на территории российского посольства в Буэнос-Айресе в феврале 2018 года рассказала министр безопасности Аргентины Патриция Буллрич. По ее словам, в декабре 2016 года посол России Виктор Коронелли сообщил властям страны о кокаине, найденном в подсобном помещении школы, расположенной на территории диппредставительства. После этого наркотик был в ходе спецоперации заменен на муку; чемоданы, в которых он хранился, снабдили GPS-передатчиками, и силовые структуры двух стран договорились об операции для того, чтобы раскрыть всю преступную цепочку. Затем прошла контролируемая поставка «наркотика» в Москву.
В результате операции были арестованы шесть человек: три предполагаемых сообщника контрабандистов в России (бывший завхоз посольства Али Абянов, а также бизнесмены Владимир Калмыков и Иштимир Худжамов), в Аргентине был арестован полицейский из Буэнос-Айреса Иван Близнюк и механик Александр Чикало, бизнесмен Андрей Ковальчук был задержан в Германии.
Ковальчука сотрудники посольства считали «куратором» из спецслужб, рассказывал РБК адвокат Александр Костанянц, защищающий Абянова. В МИД неоднократно заявляли, что Ковальчук не являлся сотрудником ведомства.