3. Закон о выборах
Эксперты поделились соображениями, как законодательно можно улучшить ситуацию, чтобы выборы в России были демократическими не только номинально.
Что предлагают
Заместитель руководителя фракции "Справедливая Россия", зампред комитета ГД по безопасности Геннадий Гудков полагает, что России не хватает "закона, который бы устанавливал жесткую уголовную ответственность за фальсификацию выборов".
"Очень важны законы, касающиеся выборов. Выборы у нас практически отсутствуют. То законодательство, которое есть, не обеспечивает демократических выборов, не обеспечивает равной состязательности, утверждает дискриминацию", - рассказал руководитель Московской общественной наблюдательной комиссии, председатель Постоянной палаты по правам человека Валерий Борщев.
"Например, непарламентские партии вынуждены собирать подписи, а утверждение этих подписей со стороны избирательных комиссий часто бывает произвольным. Таких примеров я знаю множество. И средства массовой информации далеко не равным образом предоставляют участникам выборов возможность выступать", - пояснил В.Борщев.
Гражданам нужно вернуть право выбирать власть
Член комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству депутат от КПРФ Вадим Соловьев соглашается с тем, что России нужно менять выборное законодательство, гражданам необходимо вернуть право выборов. "Мы считаем, что выборы Совета Федерации, выборы губернаторов, выборы мэров, выборы судей должны быть прямыми, чтобы их непосредственно выбирало население", - заявил коммунист.
Что есть
Согласно Конституции, в России Государственная дума избирается сроком на 5 лет. 450 депутатов Госдумы избираются по партийным спискам.
Законность проведения думских выборов обеспечивает целый ряд законов. Один из основных - 51-й федеральный закон "О выборах депутатов государственной думы". Если при голосовании или подсчете голосов были допущены нарушения, закон предписывает пересчитать голоса. А если "допущенные нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей" выборы могут быть признаны недействительными.
Согласно новым нормам, утвержденным в избирательном законодательстве, непарламентские партии должны представить в ЦИК 150 тыс. подписей для регистрации. Из них будет проверено 30% подписей. Допускается не более 5% брака.
В 2005г. выборы глав исполнительной власти субъектов Федерации были отменены, и губернаторы в России стали назначаться законодательными органами субъектов по представлению президента.
Чтобы попасть в Госдуму, партии должны преодолеть семипроцентный барьер (с января 2013г. - пятипроцентный). Согласно существующему законодательству партия, преодолевшая на федеральных парламентских выборах пятипроцентный барьер, вправе рассчитывать на один мандат, а набравшая от 6% до 7% голосов – максимум на два депутатских мандата.
Иностранный опыт
Нарушения избирательного характера встречаются повсеместно. При этом в каждой стране действует собственная система ответственности за преступные деяния во время выборов. США, Швеция, Германия, Китай, Голландия, Дания, Швейцария, Украина, Болгария и Эстония включили в уголовное законодательство нормы, связанные с принуждением к голосованию на выборах или фальсификации результатов. В большинстве случаев виновный кандидат получает либо срок лишения свободы до двух лет, или - в лучшем случае - ему удается отделаться крупным денежным штрафом.
Во Франции в 1990г. был принят закон о финансировании политических партий, вводящий ограничения на предоставление средств, в том числе на проведение избирательных кампаний, политическим партиям от физлиц или предприятий. В 1993г. была создана Национальная комиссия по счетам избирательных кампаний и финансированию политических партий, также наделенная контрольными функциями.