В Совфеде предложили сажать иноагентов за сбор чувствительной информации
Парламентарии готовят поправки в законодательство, по которым россиянам, признанным иностранными агентами, может грозить до пяти лет заключения за сбор «чувствительной информации». Об этом, как передает «РИА Новости», сообщил глава комиссии Совета Федерации по защите госсуверенитета Андрей Климов.
«Парламентарии предлагают в законопроекте, вносящем изменения в Уголовный кодекс РФ, ввести норму о наказании для физлиц, занимающихся сбором информации чувствительного характера и нарушающего законодательство об иноагентах, срок лишения свободы до пяти лет», — заявил Климов.
Документ, подготовленный парламентариями, направлен для получения отзыва в Верховный суд.
Законопроект, который позволяет признавать граждан России иностранными агентами, был внесен группой сенаторов и депутатов в Госдуму на прошлой неделе. Основанием для наделения статусом иностранного агента может стать политическая деятельность «в интересах иностранного источника» или сбор сведений о военно-технической деятельности государства. Одновременно условием признания иностранным агентом является получение какой-либо финансовой помощи из-за рубежа или просто «организационно-методической помощи».
Комиссия Совфеда по защите госсуверенитета, возглавляемая Климовым, также предложила установить уголовную ответственность для признанных в России иностранными агентами людей и организаций в том случае, если ранее их привлекали к административной ответственности и они не устранили нарушения (не поместили маркировку, не уплатили штраф за ее отсутствие и прочее).
За непредставление или несвоевременное представление физическим лицом-иноагентом сведений о себе законопроект предлагает выносить предупреждение или присуждать штраф в размере от 30 тыс. до 50 тыс. руб.
Законопроекты об ужесточении наказания для иностранных агентов и расширении категорий таких лиц и организаций поддержало правительство.
Партнер адвокатского бюро «Деловой фарватер» Павел Ивченков в разговоре с РБК отметил, что схожие с новыми требованиями для иноагентов положения уже существуют в отношении террористических организаций, упоминая которые необходимо указывать, что их деятельность запрещена в России.
Он добавил, что термина «информация чувствительного характера» нет и, вероятно, в законодательстве будет закреплено что-то конкретное. «Но смысл понятен: это информация, сбор которой в интересах иностранного государства будет представлять угрозу безопасности страны или ее граждан», — сказал юрист.
«На мой взгляд, хотят расширить возможности для привлечения к уголовной ответственности не только по статьям о государственной измене и шпионаже, где существует довольно конкретный информации, составляющей государственную тайну. Если мы обратимся к статье 5 Закона «О государственной тайне», то увидим, что это всё довольно серьезная информация, которая действительно может нанести вред нашей стране и дать преимущества ее потенциальным противникам — военная информация, информация о секретных объектах, информация о стратегических планах, технологиях в области обороны», — рассказал РБК координатор «Правозащиты Открытки» Алексей Прянишников, — «В то же время, есть очень много данных, относящихся к информации чувствительного характера, которые собирают СМИ, различные расследовательские группы, которые действуют либо как так называемые «иностранные агенты» (в понимании этого термина, установленного российским законом), либо не имея данного статуса, и вот эта информация становится достоянием гласности». По мнению правозащитника, в отличии от составов государственной измены или шпионажа, где четко прописаны сведения, относящиеся к гостайне, в подобную информацию чувствительного характера «можно засунуть все, что угодно — начиная с информации о личной жизни крупных чиновников, их бизнесах и заканчивая информацией об отношениях в высших эшелонах власти, о политических интригах, которая не поступает через официальные новостные агентства».
«Это очень размытая формулировка. Если не будет четкой расшифровки, как в случае с законом о гостайне, то будет возможность для расширительного толкования этих норм», — заключил Прянишников.