СМИ узнали о первых результатах расшифровки «черных ящиков» Ту-154
Предварительный анализ записей одного из бортовых самописцев самолета Ту-154, потерпевшего крушение над Черным морем, подтверждает версию об ошибке пилотирования. Об этом сообщает «Интерфакс» со ссылкой на осведомленный источник.
«Завершен предварительный анализ показаний самописца. Он позволяет сделать вывод о том, что версия катастрофы, связанная с ошибкой пилотирования воздушного судна, является приоритетной», — сказал собеседник агентства, не уточнив каких-либо подробностей.
Источник «Интерфакса» в оперативном штабе на месте ЧС также сообщает, что спасатели извлекли из-под воды два оставшихся бортовых самописца Ту-154. По его словам, их состояние является удовлетворительным и они подлежат расшифровке. Всего на борту Ту-154 было три «черных ящика».
Как сообщает ТАСС со ссылкой на штаб по проведению поисковой операции, на дне моря также найдено хвостовое оперение и часть второго двигателя самолета. Ранее водолазы обнаружили двигатель, стойку шасси и элементы обшивки самолета.
Утром во вторник спасатели достали на поверхность параметрический самописец Ту-154. Он был доставлен в Москву и передан на расшифровку в Центральный научно-исследовательский институт Военно-воздушных сил в подмосковных Люберцах. В Министерстве обороны отмечали, что самописец находится в удовлетворительном состоянии.
Борт Минобороны Ту-154 потерпел крушение над Черным морем рано утром 25 декабря. Самолет пропал с радаров спустя две минуты после того, как вылетел из аэропорта Адлера, где проходил дозаправку по пути в Латакию (Сирия). На борту самолета находились 92 человека: военнослужащие, телевизионщики, артисты ансамбля им. Александрова, а также глава фонда «Справедливая помощь» Елизавета Глинка. Все они погибли.
ФСБ называет четыре рабочие версии авиакатастрофы над Черным морем: попадание в двигатель посторонних предметов, некачественное топливо, ошибка пилотирования и техническая неисправность. В день, когда случилась трагедия, власти также не исключали версию теракта. Ее, в частности, озвучивал глава Минтранса Максим Соколов, возглавивший правительственную комиссию по расследованию причин катастрофы.
В понедельник, 26 декабря, в ФСБ сообщили, что признаков и фактов, указывающих на возможность теракта или диверсии на борту Ту-154, не выявлено. Во вторник источники, знакомые с ситуацией, сообщили «Интерфаксу», что эксперты-криминалисты, осмотревшие ранее найденные обломки и тела погибших, не обнаружили на них следов взрывчатки.
Существует два типа самописцев — параметрические и речевые. Первые регистрируют показания систем воздушного судна, вторые записывают переговоры в кабине между членами экипажа и с наземными службами. Если самописцы не повреждены, получить данные с них можно в ближайшей к месту аварии авиационной части. Если же они повреждены, за расшифровку бортовых самописцев гражданских самолетов отвечает Межгосударственный авиационный комитет (МАК), военных – Научно-исследовательский центр эксплуатации и ремонта авиационной техники Минобороны.
Поиски. Существуют строго определенный порядок действий наземных служб при авариях и катастрофах ВС. Сначала проводится первичная идентификация всех обломков воздушного судна, после которой определяется местонахождение аварийного накопителя. Изъятие бортовых самописцев должно производиться, как правило, совместно с представителями правоохранительных органов.
Вскрытие самописца. Работы с наземными и бортовыми средствами объективного контроля проводятся только по указанию председателя специально созданной комиссии по расследованию происшествия. Самописцы доставляются в лабораторию, где специалисты осматривают и вскрывают их. Записывающее устройство необходимо достать из корпуса. Бортовые самописцы упакованы в толстый корпус из титановых или стальных сплавов, обычно цилиндрической или капсульной формы. Полость между корпусом и записывающим устройством заполнена специальным веществом, который обеспечивает защиту от высоких температур.
Копирование информации. Информация в стандартных бортовых устройствах регистрации не шифруется. Процедура считывания предполагает декодирование информации наземной аппаратурой. Этим также занимаются штатные специалисты. Сначала копируется информация с параметрических самописцев, затем – с речевых.
Анализ данных. Звуковая информация речевых самописцев очищается от шумов, переговоры членов экипажа прослушиваются и протоколируются. Также специалисты анализируют данные с параметрических самописцев. Проводится временная синхронизация информации самописцев самолета с данными, полученными с диспетчерского магнитофона и результатами расшифровки эксплуатационных бортовых регистраторов. Полученные данные передаются прокуратуре или другому ответственному органу.